Ротация губернаторов: плюсы для президентской кампании
В экспертом докладе «Как меняются губернаторы в России», который подготовлен консалтинговой группой «Бианки и партнеры», прогнозируются скорые отставки трех губернаторов: Приморья, Самарской области и Петербурга. В целом же в ближайшие два года, по мнению авторов доклада, могут оставить свои посты 18-20 глав регионов. Первый тезис. Если посмотреть содержащиеся в докладе цифры, то условно говоря, менять 10 глав регионов в год – это не какая-то сверх завышенная цифра. Это больше, чем было когда-то, но в целом это вполне приемлемая скорость ротации. Хотя и кажется, что это очень много, но например, в 2014 году оставили свои посты девять губернаторов, в 2015-2016 годах – по 8 губернаторов. То есть за два года было 16 отставок, а я прогнозирую, условно говоря, 18. Нельзя сказать, что это какое-то резкое нарастание темпов.
Второй момент. Я абсолютно уверен, что переоценен тезис о значимости фигуры любого главы региона для электоральной мобилизации. Представим, что глава меняется, и что? Нужно определиться, о какой мобилизации мы говорим. Об административной – все четко организовать, или о менее корректных способах мобилизации. Но и тот, и другой вариант работают – два с половиной десятка лет проводятся выборы, и все на местах всё знают.
Представим ситуацию: есть губернаторские выборы и есть неудобный, или скандальный, или с высоким антирейтингом глава района. И что, если губернатор под свои выборы поменяет этого главу района, то у него там будет результат хуже? Нет, результат у него там будет лучше, потому что люди на местах, непосредственно осуществляющие мобилизацию, будут делать это как при одном начальнике, так и при другом. А глава региона, или если подняться выше этой картинки, — президент – получит дополнительные бонусы, потому что убрал надоевшего или скандального руководителя.
В докладе сказано, что это не просто количественная ротация. Ключевая логика замен в предстоящие два года привязана к президентским выборам. Соответственно, есть главы, которых не будут убирать, потому что они слишком хорошо контролируют ситуацию, и если их менять, потому что они по возрастным, экономическим или другим параметрам в очереди на смену, то скорее, их будут менять после выборов. А главы, у которых даже нет проблем с электоральной мобилизацией, но которые имиджево негативные, которые воюют с каими-то кланами в регионе, и не могут их ни победить, ни с ними договориться, — их лучше поменять до президентских выборов. В докладе я пишу о том, что в том числе, можно ожидать каких-то отставок уже в ходе кампании.