Российские компании быстро заместят в Москве иностранный фастфуд
Московские власти традиционно впереди всей страны в части оказания мер поддержки для малого бизнеса. Выделяются достаточно большие средства на эту поддержку, и льготы бизнесу предоставляются достаточно существенные, притом что они более предметно действуют для малого бизнеса, чем во многих других регионах. Поэтому здесь московские власти являются для других регионов ориентиром, как правильно работать с малым бизнесом в системе общепита.
Гранты на открытие точек быстрого питания нужны, потому что такие точки всегда будут востребованы людьми – это неотъемлемая часть городской жизни. Они необходимы, и раньше их организовывали и создавали иностранные компании. У них в этом был опыт, все-таки в Советском Союзе это было не так распространено. Когда Советский Союз распался, то в 1990-х годах именно иностранные компании со своим опытом и технологиями пришли на российский рынок и очень быстро его завоевали, но не до конца вытеснили российские компании – они до сих пор есть и это достаточно большие сети. Но доминировали здесь иностранные компании, удовлетворяя спрос на фастфуд, на уличное питание. Поэтому их уход оставляет пустое место, которое долго пустовать не будет: со временем российские компании займут этот сегмент.
Но вопрос не в том, что они это сделают со временем, а в том, чтоб они это сделали быстрее, масштабнее, и чтобы люди минимально почувствовали отсутствие этих точек питания. Я думаю, что именно для этого московское правительство сейчас с помощью грантовой системы ускоряет подобные процессы, чтобы как можно быстрее заместить этот рынок, как можно быстрее его восстановить. А значит, быстрее начать получать налоговые доходы от него, потому что это тоже очень важный источник доходов для городского бюджета.
У отечественного бизнеса, конечно, больше недостатков, потому что мы не очень хорошо умеем масштабировать бизнес, мы не очень хорошо умеем строить большие системы, мы очень плохо умеем соблюдать качество. Зато отечественный бизнес всегда более гибкий, более быстрый, он быстрее соображает, когда нужно, он меньше подвержен закостенелости корпоративной культуры, он быстрее меняется. И сейчас эти его особенности будут очень востребованы, потому что нужно в течении недель, месяцев принимать быстрые решения, не бояться рисковать и двигаться вперед.