Правительство РФ разрешило властям регионов заключать соглашения с производителями и торговыми сетями о стабилизации цен не только по социально значимым продуктам, но и по любым важным товарам.

Регулирование цен – очень деликатная тема и для правительства, и для производителей товаров, и для населения. С одной стороны, здесь нельзя перегибать палку, устанавливая фиксированные цены на те или иные виды продукции, а с другой – следует ограничивать разного рода спекулятивные операции, каким-то образом обезопасить население от резкого скачка цен на определенные виды товаров. Поэтому роль государства должна быть весьма видимой и значимой в этом вопросе. Попытки регулирования цен в новейшей истории уже были. Например, регулировались цены на подсолнечное масло: государство предложило производителям этого вида товаров присоединиться к соглашению, устанавливающему фиксированные цены, и это помогло сбить ажиотажный спрос на данный товар с точки зрения возможного роста цен на него. В марте 2022 года вышел указ президента, который наделял региональные органы власти обязанностью осуществлять мониторинг цен жизненно важных товаров, поскольку первая половина 2022 года отличалась достаточно динамичными изменениями различного рода экономических показателей. Но прямых установок регулирования цен не было. Сейчас вводится расширенный перечень список товаров, на которые цены могут регулироваться. К этому нужно относиться очень осторожно. Да, есть важные товары, цены на которые государство должно отслеживать, реагировать на их сильные изменения, но в то же время широко использовать этот инструмент весьма рискованно в нынешних условиях. Не потому, что плановое хозяйство в целом было плохим, а потому, что при сочетании факторов, которые сейчас есть в рамках рыночного хозяйства, такое регулирование может создать крайне негативную цепочку действий.

Понятно, что регулировать цены со стороны в целом достаточно тяжело. Это происходило в советские годы в рамках планового хозяйства, но даже тогда для некоторых отдельных зон устанавливались иные цены, чем в других регионах. Это связано с издержками на доставку, с хранением этих товаров в отдаленных районах. Поэтому логично, что регулирование цен должно осуществляться именно на региональном уровне, а не на федеральном. В этой связи ответственность глав регионов, конечно, выше в данном вопросе, чем федеральных структур. Потому что, как правило, товарные региональные рынки хотя и открыты, но все-таки имеют свою специфику. Другой вопрос заключается в том, что избыточное регулирование может, например, привести к возникновению межрегиональных барьеров, которые могут иногда сыграть во вред. В 1998 году введение межрегиональных ограничений на вывоз товаров только навредило целому ряду производителей сельскохозяйственных товаров в период урожая.

Что касается взаимодействия власти и бизнеса, так или иначе административные инструменты давления на бизнес существуют. Но стоит подчеркнуть, что важно не перегнуть палку в вопросах взаимодействия государства с производителем или с торговыми сетями, поскольку все-таки роль государства должна быть, скорее, регулирующей, создающей условия для адекватного взаимодействия производителей и потребителей.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: