Ревизия транспортных проектов на Дальнем Востоке: возможны показательные дела
Строительство дороги Владивосток – Находка – порт Восточный идет с отставанием от графика, по отдельным мероприятиям оно составляет до 14 месяцев, проектно-сметная документация неоднократно корректировалась из-за оползней и удорожания ресурсов. Проверка также выявила некоторые нарушения в ходе реализации проекта. Так, Минтранс Приморского края принял и оплатил невыполненные работы и работы, не соответствующие условиям госконтракта, на общую сумму 69 млн рублей. По указанным фактам направлено обращение в Генпрокуратуру, сообщает ТАСС.
Не зря Олег Белозеров приезжает на Дальний Восток. Не зря Юрий Трутнев устраивает совещания по транспортной составляющей всего федерального округа. БАМ не справляется с тем объемом грузов, которые поступают. На кону стоит вопрос готовности к дальнейшему развороту России на Восток. В первую очередь здесь играет роль транспортная составляющая, за что и взялись. Это слабое место, а тут и геополитическая безопасность региона, и экономическая составляющая. Под это действительно начали выделять большие деньги, подряды заключены. В любом случае там, где есть большие деньги, всегда есть люди, готовые их получить – и не справиться.
Последний приезд Трутнева на Дальний Восток, его жесткое общение именно по поводу транспортных путей связаны и с Дальневосточным экономическим форумом, который ожидается в сентябре. Там будут подводиться определенные итоги того, что сделано. А ситуация непростая.
Есть еще один момент. Совсем недавно начали говорить, что даже Амур становится водной артерией, по которой суда класса «река – море» будут идти до Николаевского залива – с выходом напрямую на Северный морской путь. То есть вкладываются огромные деньги, строится мощная транспортная артерия, без которой Дальний Восток не развить и, с одной стороны, не получить полезные ископаемые для дальнейшей переработки, с другой стороны, трудно вывезти уже произведенные товары.
Трутнев отвечает за Дальний Восток, но он же, как вице-премьер, отвечает и за Арктику. Чтобы развивать Северный морской путь, нужно возрождать порты, а для этого надо строить новые дороги и восстанавливать существующие. Необходимо в первую очередь бороться с тем, чтобы выделяемые деньги не уходили в никуда, отсюда и те дела, которые возбуждаются. Это не только на Дальнем Востоке, но я думаю, что здесь будет показательный процесс, связанный с теми, кто расхищает средства, направленные на развитие транспортной инфраструктуры. Времени и денег потрачено много, пришла пора посмотреть на результаты и подвести итоги.
Проблема действительно серьезная. В сентябре должны приехать главы БРИКС. Существует большой план развития Дальнего Востока. Это и геостратегическая безопасность России, и соединение Дальнего Востока с остальной территорией страны (как раз здесь транспортный разрыв очень мешает).
Относительно влияния ситуации на региональные власти. Нужно понимать, что строят не региональные структуры. Можно предположить и ответственность Олега Кожемяко, но я думаю, что все-таки здесь не столько губернатор будет отвечать, сколько бизнес. Хотя не исключаю, что в определенной мере может играть роль борьба бизнес-групп, чтобы устранить конкурентов и войти в процесс строительства. Этот момент не надо сбрасывать со счетов. Но не думаю, что это направлено именно против Кожемяко. Конечно, он, как губернатор, свою долю ответственности несет, но он не в состоянии разбираться с теми структурами, которые этим занимаются. Есть некая доля контроля губернатора, но особенно в Приморье слишком сильны финансово-промышленные группы. Так что не исключаю, что какая-то из них в итоге понесет ответственность. Нужно решать задачу обуздания аппетитов этих финансово-промышленных групп, чтобы заставить их работать по тем правилам, которые разрабатывают полпред и государство в целом.