Решить проблему с транспортировкой топлива в Магадан поможет федеральный закон о северном завозе
В Магаданской области возник дефицит дизельного топлива: его продают не более чем по 150 литров в руки. Ранее цены на солярку на автозаправках регионы выросли на 5 рублей. Губернатор Сергей Носов заявил, что проблема возникла из-за логистических сложностей на железной дороге и в портах Приморского края, и попросил жителей потерпеть еще пару недель – в регион идет танкер с 40 тыс. тонн топлива.
Никакого кризиса нет – есть определенные неудобства. Глобальная причина проявилась еще осенью прошлого года – это перегруженность нашего восточного транспортного коридора: двух веток Транссиба и БАМа, особенно портов Приморья и Хабаровского края, начиная от Владивостока и Находки и заканчивая Ванином. Сейчас ситуация усугубилась, потому что это основная экспортная магистраль для России. Груз с топливом идет по железной дороге и перегружается в этих портах. Я вижу, что там по-прежнему возникают затруднения – перегруз транспортной цепочки. С флотом проблем нет. У нас на Дальнем Востоке экономика растет, развивается, цифры выше общероссийских, потребление топлива растет, а нефтеперерабатывающие заводы те же самые. Везут из Сибири, из европейской части страны – с нефтеперерабатывающих заводов. Добавим, что в мире вообще существует дефицит дизельного топлива.
Проблемы именно с дизелем, а не с бензином. Потребление дизеля в Магаданской области растет за счет строительства и увеличения мощностей основной отрасли – горной промышленности. Насколько мне известно, полпредство и правительство региона эту тему постоянно держат на контроле, но есть, видимо, объективные причины, поскольку это достаточно сложные проблемы.
Сейчас подготовлен закон о северном завозе, в котором предусмотрена приоритетность поставки этих грузов на север – в Магаданскую область, на Чукотку, Камчатку, часть Якутии, предусмотрен зеленый коридор. Я думаю, когда на законодательном уровне решат все эти проблемы транспортировкы, в том числе и топлива, вопросы будут сняты. Наверное, только на уровне федерального закона это все можно решить, когда будет предусмотрена ответственность за нарушения. Эксперты, с которыми я общаюсь, говорят, что в первую очередь такие причины. Это связано с логистическими проблемами, а не с тем, что кто-то чего-то не сделал или местный оператор упустил. Но сейчас танкеры идут, местный рынок будет в достаточной мере насыщен, поэтому вопрос решается.
Вопрос ценообразования – это отдельная тема. Если внутренний рынок обеспечен бензином, то с дизелем другая история: есть дефицит. С какими бы трудностями топливо ни шло, все равно стоимость определяется отпускной ценой и относительно стабильной ценой доставки. Плюс местная торговая наценка ограниченна. Говорить о спекуляции по пути или в самом Магадане не приходится. Это определяет закупочная цена. Но не исключено, что дизель везут с тех заводов, которые находятся в отдалении от Дальнего Востока, говорят, привозят даже из Башкирии. Не могу ручаться, насколько это правда. Но если это так, везти из Башкирии гораздо дальше, чем из Хабаровска.