Регионы живут по принципу «пароход из Москвы придет – разгрузим»
Вызывают интерес оценки, связанные с политической и управленческой составляющими рейтинга губернаторов. По факту в России данные показатели неразделимы: губернатор традиционно воспринимается в первую очередь как управленец, соответственно, он живет вне мира политики, спрашивают с него не за политическое обаяние, а за администрирование, что затрудняет количественную оценку деятельности главы региона.
Несмотря на это, значение рейтинга эффективности управления очень велико, поскольку за счет своей целостности он формирует основу для дальнейшего анализа происходящего, хотя при попытке создания единой картины неизбежно выпадение отдельных аспектов.
При анализе результатов рейтинга нужно принимать во внимание разницу между регионами: проблемы Москвы для менее богатых субъектов – это недостижимые мечты. К примеру, в Москве есть определенные проблемы с реновацией, однако в других субъектах до сих пор не завершена программа уничтожения ветхого жилья. Регионы живут по принципу «пароход из Москвы придет – разгрузим». При этом дело здесь не столько в наличии ресурсов, сколько в способе управления деньгами.
Что касается тенденций 2021 года, я считаю, нам не стоит переоценивать масштаб процесса регионализации элит, поскольку главной цементирующей силой России является Министерство финансов. У нас налоговая система устроена так, что ни один регион не может обойтись без федеральной поддержки. Более того, в ненациональных субъектах регионализация элит имеет также отрицательную культурную коннотацию: местные элиты не поймут политических руководителей, которые пытаются тянуть одеяло на себя. А что касается национальных регионов, реальной способностью что-то перетянуть на себя в силу исторических причин обладают только республики Кавказа, Татарстан и Якутия. Во многих других национальных субъектах, наоборот, идет активный процесс дерегионализации элит, особенно в сфере образования и культуры.