В первую оче­редь необ­хо­ди­мо от­ме­тить про­ти­во­сто­я­ние, раз­ные по­зи­ции Моск­вы и дру­гих ре­ги­о­нов в усло­ви­ях пан­де­мии. Вы­све­ти­лась ре­аль­ная скры­тая роль Моск­вы в рос­сий­ской со­ци­аль­ной си­сте­ме. По доле чис­лен­но­сти на­се­ле­ния или ВВП Москва дав­но за­ни­ма­ет вполне ве­со­мое ме­сто. Сей­час же мы уви­де­ли, что боль­ше по­ло­ви­ны за­бо­лев­ших по всей Рос­сии в пер­вые ме­ся­цы – это жи­те­ли Моск­вы и Мос­ков­ской об­ла­сти, что под­твер­жда­ет это ме­сто сто­ли­цы и в ре­аль­ной жиз­ни.

На дан­ный мо­мент в Москве чис­ло за­бо­ле­ва­ю­щих со­кра­ща­ет­ся. В этой свя­зи сле­ду­ет от­ме­тить еще один па­ра­метр, ко­то­рый мы долж­ны осо­знать. В ре­ги­о­наль­ной эко­но­ми­ке есть тео­рия про­стран­ствен­ной диф­фу­зии ин­но­ва­ций. С точ­ки зре­ния пан­де­мии в эту тео­рию аб­со­лют­но все укла­ды­ва­ет­ся. Где-то что-то за­рож­да­ет­ся в цен­трах ин­но­ва­ций (у нас все за­рож­да­ет­ся в Москве) и за­тем вол­но­вым или скач­ко­об­раз­ным об­ра­зом идет по стране. Скач­ко­об­раз­ным об­ра­зом пе­ре­ход со­вер­ша­ет­ся че­рез иерар­хию го­ро­дов – сна­ча­ла боль­шие, по­том ма­лые, а вол­но­вым – из ре­ги­о­на в ре­ги­он. Был про­гноз, ка­кой из ре­ги­о­нов по­след­ним за­явит о по­явив­ших­ся слу­ча­ях за­бо­ле­ва­ния. Чет­вер­ка по­след­них: Чу­кот­ка, Ненец­кий ав­то­ном­ный округ, Рес­пуб­ли­ка Ал­тай и Рес­пуб­ли­ка Тыва. Мы дол­го ин­ту­и­тив­но чув­ство­ва­ли, что это «мед­ве­жьи углы» в Рос­сии, но те­перь это­му есть до­ка­за­тель­ство.

Та­к­же мы столк­ну­лись с та­ким яв­ле­ни­ем, ко­то­рое мно­гие экс­пер­ты на­зва­ли вы­нуж­ден­ной или чрез­вы­чай­ной фе­де­ра­ли­за­ци­ей. Во­прос в том, до ка­кой сте­пе­ни мог­ло дой­ти уве­ли­че­ние пол­но­мо­чий ре­ги­о­нов в слу­чае с ко­ро­на­ви­ру­сом и необ­хо­ди­мо­стью при­ня­тия ан­ти­кри­зис­ных мер. Я вспо­ми­нал, были ли слу­чаи по­сле сен­тяб­ря 1998 года, ко­гда воз­ни­ка­ли меж­ре­ги­о­наль­ные ба­рье­ры, гра­ни­цы, – и не вспом­нил. Сей­час мы столк­ну­лись с огра­ни­че­ни­я­ми сво­бод­но­го пе­ре­дви­же­ния меж­ду ре­ги­о­на­ми. Очень по­ка­за­тель­но, что в за­кон «О за­щи­те на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра» внес­ли два до­пол­ни­тель­ных пунк­та, ка­са­ю­щих­ся пол­но­мо­чий ре­ги­о­нов (как раз в ча­сти по­вы­шен­ной го­тов­но­сти). Важ­но, что субъ­ек­там вы­да­ли до­пол­ни­тель­ные пол­но­мо­чия по управ­ле­нию сло­жив­шей­ся си­ту­а­ци­ей, им их не хва­та­ло в су­ще­ству­ю­щем за­ко­но­да­тель­стве.

Уже ста­ло прит­чей во язы­цех, что кри­зис в боль­шей сте­пе­ни за­тро­нул тер­ри­то­рии, на ко­то­рых вы­со­ка доля ма­ло­го биз­не­са, сек­то­ра услуг,  круп­ные го­ро­да. В этой свя­зи боль­ше все­го по­стра­да­ли, есте­ствен­но, Москва, ре­ги­о­ны, где есть круп­ные аг­ло­ме­ра­ции. Но есть еще одно ин­те­рес­ное яв­ле­ние, с ко­то­рым при­ш­лось столк­нуть­ся: нет по­ка­за­те­ля, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­го уро­вень циф­ро­вой го­тов­но­сти ре­ги­о­нов к пе­ре­хо­ду на но­вые си­сте­мы управ­ле­ния. На­при­мер, Да­ге­стан, ка­за­лось бы, дол­жен был быть бо­лее устой­чи­вым в сло­жив­ших­ся об­сто­я­тель­ствах. Как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка преды­ду­щих кри­зи­сов, чем бо­лее до­та­ци­о­нен ре­ги­он, тем бо­лее он устой­чив. Но Да­ге­стан, ви­ди­мо, не го­тов к вы­зо­вам, свя­зан­ным в том чис­ле с необ­хо­ди­мо­стью мо­би­ли­за­ции внут­рен­них ре­сур­сов, пе­ре­строй­ки эко­но­ми­ки, об­ще­ства на но­вые для всех вы­зо­вы. Ре­ги­о­ны, где вы­со­ка доля те­не­во­го сек­то­ра, нефор­маль­ных от­но­ше­ний, ко­то­рые не свя­за­ны с циф­ро­ви­за­ци­ей, пост­ин­ду­стри­а­ли­за­ци­ей, ока­за­лись в про­иг­ры­ше.

Все сей­час го­во­рят о том, что бюд­же­ты ре­ги­о­нов про­ся­дут. Это дей­стви­тель­но так: по опе­ра­тив­ным дан­ным Мин­фи­на на 1 июня, ре­ги­о­наль­ные бюд­же­ты ис­пол­не­ны по рас­хо­дам ров­но на треть по от­но­ше­нию к за­пла­ни­ро­ван­но­му го­до­во­му объ­е­му рас­хо­дов как та­ко­вых. При­том что идет огром­ное уве­ли­че­ние со­ци­аль­ной под­держ­ки, бюд­жет­ные ин­ве­сти­ции ис­пол­не­ны все­го на 17 % от за­пла­ни­ро­ван­ных. То есть ре­ги­о­ны про­се­да­ют с точ­ки зре­ния ин­ве­сти­ро­ва­ния, все день­ги, ко­то­рые, воз­мож­но, на­прав­ля­ют­ся на со­ци­аль­ную под­держ­ку на­се­ле­ния, ча­стич­но на суб­си­дии учре­жде­ни­ям. До­хо­ды 26 ре­ги­о­нов за пять ме­ся­цев сни­зи­лись в но­ми­наль­ном вы­ра­же­нии по от­но­ше­нию к про­шло­му году, а до­хо­ды воз­рос­ли на 19 % сум­мар­но у всех ре­ги­о­нов. Это ка­кая-то транс­фор­ма­ция бюд­жет­ных по­треб­но­стей. Они вы­нуж­ден­но идут на ан­ти­кри­зис­ные меры, и с этим свя­за­но про­се­да­ние по до­хо­дам. В Москве и Мос­ков­ской об­ла­сти са­мая тя­же­лая си­ту­а­ция с точ­ки зре­ния об­ра­зу­ю­ще­го­ся де­фи­ци­та бюд­же­та, но сто­ли­ца, ско­рее все­го, бу­дет бо­лее устой­чи­ва и смо­жет пре­одо­леть это, по­то­му что у нее есть ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ная эко­но­ми­ка, по­душ­ка без­опас­но­сти и так да­лее. Но все рав­но непо­нят­но, по ка­ким кри­те­ри­ям сей­час от­сле­жи­вать си­ту­а­цию кри­зис­но­сти или некри­зис­но­сти, ко­то­рая сло­жи­лась в ре­ги­о­нах.

В трех се­вер­ных ре­ги­о­нах (Коми, Ар­хан­гель­ская об­ласть и НАО) до­хо­ды по­че­му-то упа­ли боль­ше чем на 12 % по от­но­ше­нию к про­шло­му году. Есть для это­го и эко­но­ми­че­ские ос­но­ва­ния, на­при­мер, в НАО это свя­за­но в том чис­ле с си­ту­а­ци­ей с неф­те- и га­зо­до­бы­чей, в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти на­ру­ше­ны хо­зяй­ствен­ные свя­зи с лес­ни­ка­ми. Тем не ме­нее мой про­гноз: в этих субъ­ек­тах сей­час бу­дет слож­ная пред­вы­бор­ная си­ту­а­ция, в том чис­ле и из-за бюд­жет­ных по­ка­за­те­лей, по­тре­бу­ет­ся ак­тив­ное вме­ша­тель­ство при при­бли­же­нии сен­тябрь­ских вы­бо­ров, что­бы по­ка­зать ре­аль­ные шаги по из­ме­не­нию си­ту­а­ции.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: