Глава Минпромторга Денис Мантуров сказал, что некоторые регионы непродуктивно занимаются закупками средств защиты от коронавируса. В качестве примеров он привел Алтай, Туву и Амурскую область, которые ничего не закупили, а также Алтайский край, который заказал 2 тысячи костюмов. Министр призвал субъекты страны активнее сообщать о своих потребностях в средствах защиты. Регионы, в свою очередь, критику отвергли. В частности, в Минэкономики Тувы возмутились заявлением Мантурова. В республике утверждают, что сообщали о своих потребностях замглавы Минпромторга Виктору Евтухову «давным-давно», а также говорили об этом Минздраву. А губернатор Амурской области Василий Орлов заявил, что регион выкупит все средства защиты по квоте, кроме масок, которые поставляет Китай.

Любой кризис – это серьезное перенапряжение управленческих структур и некоторый хаос в них. То есть, к сожалению, ничего удивительного, когда в такой период теряются какие-то заявки, документы, не учитываются какие-то факторы – на то он и кризис. Поэтому я бы не удивлялся тому, что административная система в данном случае сбоит (у кого-то потерялись заявки на поставку средств защиты от коронавируса) и не производит вовремя какие-то действия. Как раз качество управления административной системы измеряется во время кризиса: чем меньше ошибок она совершает, тем она лучше. Если заявки действительно были, а это подтверждается достаточно легко, то возникают вопросы скорее к аппарату главы Минпромторга, чем к регионам: почему там не дали ему эту информацию? Получается, что министр в этой ситуации сам себя подставил, точнее, его кто-то подставил в министерстве.

Также стоит отметить, что сейчас регионы тоже находятся в перенапряженном и очень сложном состоянии. И они уже не готовы отмалчиваться и со смирением воспринимать критику федеральных чиновников – это тоже признак серьезного кризиса в административных отношениях, связанного с кризисом общим. Все настолько на нервах в тяжелой ситуации, количество взаимных претензий растет, в результате регионы начинают огрызаться в ответ на претензии федерального центра, потому что все устали.  Есть масса вопросов и к федеральным чиновникам по эффективности реагирования: региональные чиновники часто недовольны теми задачами, которые им ставятся из  Москвы. Все это и приводит к резким ответам регионов, которые было бы сложно представить года два назад.

Наверное, в этой ситуации есть какой-то скрытый конфликт, который мы не знаем. С точки зрения внешнего наблюдателя, налицо следующая ситуация. Федеральный центр все последние годы ставил регионы под все более жесткий контроль – от финансово-экономического, до управленческого. При этом у нас вообще-то Российская Федерация, а она предполагает определенную самостоятельность регионов. И то, что центр в этой кризисной ситуации пытается контролировать регионы, – это в определенной степени покушение на их самостоятельность, точнее, на остатки этой самостоятельности. И регионы в ответ как бы говорят: «Хватит уже нас контролировать, мы в состоянии купить эти маски сами, нужно либо решать, либо не решать проблему, а как мы их купили – это, по сути, не ваше дело». Это то, что находится между строк ответов регионов: «Отстаньте от нас, нам и так сейчас тяжело».

С другой стороны, понятен посыл федерального центра, который не может до конца проконтролировать, насколько обеспечены средствами индивидуальной защиты медработники в регионах, для Кремля отсутствие заявок на закупки масок – это в том числе признак того, что региональные чиновники, возможно, просто недооценивают опасность и не закупают в нужном количестве маски.  В результате одни думают одно, а вторые –другое, и у них из-за этого возникает конфликт. Это также связано с тем, что у нас очень часто размыта ответственность между регионами и федеральным центром: где-то четко прописано, кто за что отвечает, где-то нет. Из-за этого и в спокойные времена бывают столкновения между региональными и федеральными чиновниками. Но сейчас, в непростое время, эти противоречия обсуждаются агрессивнее.

Плюс, видимо, это связано с отсутствием понятных систем сбора информации, к тому же Минпромторг не занимается, по сути, здравоохранением: информация по обеспечению масками должна быть у Минздрава, видимо, Минпромторг не может ее получить и пытается ориентироваться по закупкам. В итоге ведомство посылает сигналы регионам, а не Минздраву, хотя вообще-то это проблема последнего. То есть, повторюсь, налицо неурегулированность ответственности, нет прозрачных потоков информации, что не позволяет понять, что происходит в первичном звене, нет качественного обмена информацией между ведомствами, а также между федеральным уровнем и регионами.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: