В результате пожаров в Курганской области погиб 21 человек. В регионе сгорели свыше 300 жилых домов и 3,9 тыс. строений. На территории области введен режим ЧС.

Случай с пожарами в Курганской области — из ряда вон. Здесь пока сложно рассуждать о персональной ответственности. Все разворачивалось непредсказуемо. Нужно больше говорить о степени готовности противопожарных служб и администрации к таким событиям. Сейчас, насколько я понял, губернатор ввел новую должность заместителя, который будет отвечать за безопасность. Это говорит о том, что проблема до того была явно недооценена и уровень опасности оказался гораздо выше. Новым назначением губернатор это и признал.

Федеральные службы активно осуществляют помощь – вплоть до приезда министров и всех ответственных лиц. Это не спасает от пожаров, конечно, но помогает организовать службу тушения и вообще профилактику предупреждения возгораний (в том числе и в других регионах).

Я думаю, проблема состоит в том, что сама система противопожарной безопасности, мягко говоря, уже не соответствует тем задачам, которые стоят перед ней. Это началось еще с Лесного кодекса и уменьшения числа лесников, сокращения необходимой техники. В результате противопожарная служба оказалась фактически обезоружена, у нее нет средств противостоять таким проблемам. И это касается всех регионов, где есть леса. При советской власти, как бы ее ни ругали, служба эта работала и были средства для тушения, для наблюдения за всем происходящим в лесах. Незаконные вырубки и другие нарушения, безусловно, влияют на создание опасных ситуаций. Раньше за всем этим следили лесники, они контролировали чистоту леса.

В Курганской области достаточно много лесов, много хвойных деревьев, которые быстро горят, много валежника, сухостоя. Сейчас никто не предупреждает все эти ситуации. Необходимо проводить санитарные вырубки, чтобы сохранять лес. Это все большая и сложная работа, которая должна проводиться постоянно, каждый день, а не от случая к случаю, когда возникают пожары.

Проблему надо решать именно на уровне правительства РФ. Нужно пересмотреть условия создания противопожарной системы. Должна быть продумана система, которая распространяется на регионы, и уже регионы должны за безопасность отвечать. Но чтобы отвечать, они должны иметь соответствующую технику и технологии. И в муниципалитетах должны быть свои собственные средства для тушения. А как происходит сейчас? Разгорается пожар, сигнализируют наверх, после чего уже присылают машины и вертолеты. Но это поздно. К тому времени сгорает не одна сотня домов.

Поэтому с губернаторов, конечно, спрашивать можно и нужно, но у них тоже есть ограниченные средства в бюджете на организацию противопожарной службы. Система безопасности лесов находится где-то на 20-м месте по значимости в регионах, а когда полыхает, начинают искать виновного, на которого можно взвалить ответственность. Можно, конечно, снять замминистра, я думаю, так и будет, что кто-то по шапке получит, но это ничего не изменит. Необходима система мер.

Президента в регионе представляет полпред Якушев. Его задача – проконтролировать ситуацию. Я думаю, по итогам всего происходящего обязательно будет совещание с представителями федеральных министерств и полпредом, где заслушают доклады всех ответственных. Итогом будет появление новой жизнеспособной системы безопасности. И это касается не только двух регионов, но и Челябинской, Тюменской областей, ХМАО, ЯНАО. Там пожары бывают уже в августе, когда тайга прогревается. Болота сдерживают, но в свое время тоже были серьезные пожары.

Погорельцам сейчас помогают. Это все под контролем президента РФ, губернаторы об этом сами докладывают чуть ли не ежедневно. Это социально острая тема, там погибли люди, кто-то потерял своих близких. Комплекс мер должен быть обязательно, но насколько оперативно и действенно – скоро увидим.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: