Регионы должны конкурировать за наиболее действенный механизм привлечения избирателей на участки
Явка на выборы президента РФ, которые пройдут с 15 по 17 марта, может составить 71%. Такие данные опубликовал ВЦИОМ*. Согласно электоральному расчету, действующий глава государства Владимир Путин лидирует с показателем 82%, Николай Харитонов (КПРФ) и Владислав Даванков («Новые люди») наберут порядка 6% голосов каждый, Леонид Слуцкий (ЛДПР) – 5%. Оставшиеся избиратели – 1% – испортят бюллетени. Тем временем в регионах для повышения явки подготовили поощрение для тех, кто примет участие в выборах президента. Формы они принимают разные, от булочек на избирательных участках до вручения машин и квартир.
На сегодняшний день у органов правления российских регионов появляется хорошая возможность проявить свой креатив именно в сфере внутриполитических событий. В этом отношении будет видна работа как губернаторов, так и руководителей внутриполитических блоков. Самое главное – мотивировать граждан приходить на избирательные участки и голосовать. В данном случае речь идет о том, чтобы по максимуму задействовать людей, обеспечить максимальную явку на выборы. Такое политическое событие, как выборы президента, – очень важное дело. При этом качество работы региональных властей заключается в том, чтобы мотивировать на искренность. Поэтому я думаю, что в этом плане есть большой выбор разных форматов того, чтобы избиратели пришли.
В первую очередь важен посыл определенных месседжей: в условиях проведения СВО и санкций со стороны недружественных стран необходимо, чтобы каждый проявил свою гражданскую позицию. Важна сеть эмоциональных роликов, которые не агитируют голосовать за конкретного человека, а именно ориентируют избирателя на выполнение гражданского долга.
Второе направление – различные конкурсы и викторины, связанные с избирательными кампаниями, историческими событиями. Этот формат мог бы быть ориентирован на молодежь – студентов, которые в меньшей степени готовы приходить на выборы (так было всегда). Викторины в сочетании с серьезными призами были бы не лишними.
В-третьих, хорошим подспорьем будут концерты знаковых деятелей культуры регионов, которые проходят во время выборов. Это особенно актуально для сельских территорий. Подобная советская традиция могла бы помочь в повышении явки на выборы.
Также хочется сказать о таком формате, как появление на выборах представителей власти, которые бы проводили встречи с гражданами, чтобы те могли, например, подать заявление для решения того или иного вопроса. Этой формы я еще не встречал: с одной стороны, люди могут проголосовать, а с другой – рассказать о проблемах. Сегодняшние выборы – знаковый символический фактор, поэтому у регионов должна быть определенна конкуренция за наиболее действенный и искренний механизм привлечения людей. Администрация президента могла бы выделить призы для регионов, которые проявили особый креатив.
Я думаю, что явка будет за 70–75%, потому что, с одной стороны, люди стали более мобилизованными, с другой – власти используют все механизмы. Лидерами в вопросе явки будут этнорегиональные территории: Северный Кавказ, Тува. Большие показатели должны быть в Татарстане и Башкортостане, а также на таких сельских территориях, как Белгородская и Курская области. Кроме того, высокие показатели будут в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока.
На мой взгляд, порядка 80% будет у кандидата реальных возможностей – Владимира Путина. Второе место должен занять, я думаю, кандидат Харитонов. Тут вопрос не сколько в нем самом, сколько в том, что он представляет КПРФ. Думаю, ЛДПР не займет второе место, как и Даванков от «Новых людей».
* Электоральный расчет Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подготовленного по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Расчет произведен с использованием методологии электорального вероятностного прогнозирования ВЦИОМ. Итоговый результат получается в ходе совмещения двух комплексных блоков: расчет явки и расчет голосования. В расчетной модели учитываются информированность, интерес к выборам, мотив голосования, разные обстоятельства. Каждому варианту ответа присваивается весовой коэффициент, который определяет вероятность декларируемого поведения. Настройка коэффициентов модели проводится с помощью экспертных опросов. Актуальный электоральный расчет произведен на основе опросных данных – всероссийского телефонного опроса, проведенного 6 марта 2024 года. Опрошены 1600 избирателей старше 18 лет (погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%).
В расчетной модели учитываются следующие показатели: 1) информированность о дате выборов («Знаете ли вы, когда состоятся следующие выборы президента России? Если знаете, пожалуйста, назовите месяц, год»); 2) явка или вероятность участия в выборах («Скажите, вы примете участие в выборах президента, которые состоятся в марте 2024 года или не примете?»); 3) мотивы голосования («Почему вы планируете принять участие в выборах? Пожалуйста, назовите причину»; 4) декларируемое голосование («Если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье и список выглядел бы следующим образом, то за кого из этих кандидатов вы бы, скорее всего, проголосовали? Вы можете дать один ответ»); 5) уверенность в выборе («В какой степени вы уверены, что будете голосовать именно так на выборах президента в этом году?»); 6) вероятность голосования, если кандидат не примет участия («Если выбранный вами кандидат по каким-либо причинам не будет участвовать в выборах, за кого из этого списка вы, скорее всего, проголосуете?»); 7) допустимое голосование за кандидатов («Я еще раз перечислю вам имена российских политиков. По каждому из них скажите, вы в принципе допускаете или не допускаете для себя возможность проголосовать на президентских выборах за этого кандидата?»); 8) информированность о том, где находится избирательный участок («Знаете ли вы, где расположен ваш избирательный участок?»); 9) ретроспективная электоральная активность («Пожалуйста, вспомните прошлые выборы президента России в 2018 году. За какого кандидата вы тогда голосовали?»).