Регионам приходится выстраивать систему импортозамещения с опорой на имеющиеся кадровые и технологические ресурсы
Российские регионы сталкиваются с различными препятствиями на пути процесса импортозамещения. Одним из барьеров стал дефицит кадровых и технологических ресурсов.
У России два союзника – армия и флот, но и две проблемы – дефицит кадров и сложности с замещением импорта. Военных союзников на преодоление внутренних вызовов не привлечешь, и потому приходится маневрировать, изыскивая новые потенциалы развития и преодолевая различные препятствия на выбранном пути. На этом направлении складывается непростая обстановка со множеством противоречий.
Так, статистика свидетельствует о том, что отечественный бизнес активизирует процесс привлечения в свои ряды иностранных специалистов, компетентных в обслуживании западного оборудования, доставшегося в наследство от ушедших с российского рынка европейских компаний. Чужеземные профессионалы как никогда востребованы и в проектах, связанных с организацией новых современных производств. По данным рекрутинговых структур, в связи с геополитическим напряжением на этот кадровый призыв сейчас откликаются в основном специалисты из Индии, Китая, Вьетнама, Турции, Малайзии и Казахстана. Европейцев с американцами в такое время в Россию уже не дозовешься. Это сто лет назад было легко исполнить указание Ленина, который завещал учиться у господ капиталистов настоящим образом. А сейчас первичные и вторичные западные санкции серьезно подорвали такие возможности, поэтому в регионах приходится выстраивать систему импортозамещения с опорой на имеющиеся кадровые и технологические ресурсы.
Казалось бы, нынешняя ситуация способствует раскрытию собственных потенциалов. Но, как свидетельствует НИУ ВШЭ, в России крепнет тенденция снижения интереса к высшему образованию. С одной стороны, совсем неплохо, что школьники стали предпочитать рабочие профессии. С другой же стороны, для достижения технологического суверенитета требуются мозги и очень глубокие знания, которые даются в процессе длительного и качественного обучения.
Начиная с 90-х годов, количество вновь открывшихся в России различных вузов значительно превзошло число созданных новых производств. Немало юных соотечественников за прошедший период открытости и сотрудничества с Западом прошли обучение в европейских и американских университетах. Но в критический момент, когда стране понадобились умения и навыки дипломированных специалистов, оказалось, что настоящих профессионалов не хватает, и дефицит приходится оперативно восполнять приезжими мастерами из соседних и дальних стран. Безусловно, учиться не поздно никогда, и у подрастающих поколений россиян имеются все шансы учесть ошибки предшественников, овладев опытом и знаниями таким образом, чтобы принести реальную отдачу экономике страны. Однако импортозамещение требуется здесь и сейчас, времени на раскачку не осталось, поэтому государству приходится так моделировать подходы к решению проблемы, чтобы одновременно заложить основы будущего и позаботиться о настоящем.