Региональный ритейл: штрафы за «завышение» как популистская мера


Штрафные санкции в отношении ритейлеров, завышающих цены на продукты питания и предметы первой необходимости, являются популистской мерой, которая призвана успокоить население, но не способна решить проблемы, с которыми сейчас столкнулся отечественный бизнес. Не учитывают они и разницу условий, в которых работают крупные, средние и мелкие операторы розничной торговли.

В последние годы в российских регионах наблюдается процесс монополизации рынка крупными торговыми сетями. Ни для кого не секрет, что многие из них имеют свое местное политическое и правоохранительное лобби, проводят кандидатов на выборы в представительные и законодательные органы власти. Именно поэтому в крупных торговых сетях редко выявляются нарушения налогового законодательства, санитарно-эпидемиологических норм, прав потребителей – в отличие от объектов малого и среднего бизнеса, не имеющих мощного лобби. 

Не получится ли так, что после узаконивания штрафных санкций под удар попадут исключительно небольшие магазины, что борьба с завышением цен нанесет сокрушительный удар по малому и среднему бизнесу, и госрегулирование сыграет на руку монополиям, не решив реальных проблем? Что такое штраф в размере одного миллиона рублей для торговой сети, имеющей миллиардные обороты? Но для небольшого магазина подобное наказание – это "смертный приговор", означающий закрытие.

Сомнения вызывает и расплывчатость формулировок: непонятно, как именно должен устанавливаться и экономически обосновываться факт завышения стоимости. Будут ли приниматься в расчет все издержки ритейлера, включая стоимость аренды помещения, жилищно-коммунальные расходы, налоговые и зарплатные расходы, бремя взятых кредитов?

Разумеется, меры госрегулирования в ситуации, когда стоимость килограмма моркови в некоторых регионах страны доходит до восьмисот рублей, а цены на любимую в народе гречку растут как на дрожжах, необходимы. Но если речь идет не просто о громкой популистской акции, цель которой – погасить социальный протест, эти меры должны затронуть всех участников процесса, включая производителей, поставщиков и продавцов. И эти меры, на мой взгляд, стоит дифференцировать, поскольку уже сейчас, до введения мер по урегулированию цен, крупные, малые и средние «игроки» продовольственного рынка работают в неравных условиях и несут разную экономическую и социальную нагрузку.

А вообще вместо «запретов» и «сдерживаний» хотелось бы, наконец, увидеть комплекс мер по поддержке малых и средних производителей, которым не удается пробиться на прилавки крупных магазинов. Ни для кого не секрет, что торговые сети практикуют «бонусные выплаты», то есть банальные «откаты» за включение продукта в ассортимент. Может быть, поэтому в супермаркетах Тверской области и не встретишь душистого масла из Максатихи, колбасы из деревни Бончарово Торопецкого района, овощей из теплиц поселка Литвинки, которые намного дешевле привозных.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: