«Региональный» Платон: почему новый налог не спасет региональные дороги
В прошлом году правительство внедрило систему «Платон», что вызвало волну протеста среди дальнобойщиков, водителей большегрузов, с которых взимали плату за проезд по федеральным дорогам. Такая непопулярная идея имела свое обоснование. На ремонт федеральных дорог средств было недостаточно, поскольку транспортный налог перечислялся фактически в полном объеме на ремонт региональных дорог. «Платон» позволил сбалансировать ситуацию – система обеспечила поступление недостающих средств, которые также можно и отчислять в регионы, где нуждаются в срочном ремонте дорог.
Таким образом, если в регионах появится система, аналогичная «Платону», с водителей грузовиков за проезд по местным дорогам будут взимать двойную плату – в виде транспортного налога и сборов на аналоговую систему. Это недопустимая ситуация, которая заставляет задаться вопросом: зачем тогда внедряли «Платон»? Получается, что можно было обойтись банальной регулировкой транспортного налога и не тратить значительные средства на внедрение дорогостоящей системы. По моему мнению, в условиях падающей экономики и растущей безработицы, это может вызвать массовые протесты и, возможно, даже беспорядки в регионах.
Если все же аналог системы сбора заработает в регионах, необходимо полностью отменить транспортный налог для грузового транспорта и переходить на покилометровую систему взимания налоговых платежей. Ведь вопрос заключается в том, что уже сейчас владельцы коммерческого большегрузного транспорта платят дважды – за проезд по федеральным дорогам и транспортный налог. Вводить новое обременение – недопустимо.
Обращаю внимание и на то, что не решены и старые проблемы. До сих пор ситуация с дорожными фондами, из которых как раз деньги и должны идти на ремонт дорог в регионах, печальная. Формально деньги, которые поступают от транспортного налога и часть денег от акцизов должны в регионах идти только на развитие или ремонт дорожно-транспортной инфраструктуры. Однако система устроена таким образом, что данные средства сначала поступают в местный бюджет. Оттуда они должны быть перечислены в дорожный фонд, но, как правило, в полном объеме они туда не доходят. Это отчасти связано с тем, что деньги приходят «большой пачкой» и порой сложно разобраться кем и за что они были уплачены. Также местные власти намеренно тратят деньги не по назначению.
Такая ситуация повторяется из года в год, потому что за разбитые дороги губернаторов в отставку не отправляют, максимум делается выговор. А вот за невыполнение стратегически важных программ, социальных обязательств, отставить могут.
Немаловажно и то, что глава дорожного фонда – чиновник, который подчиняется местной власти. Он никогда не пойдет писать какие-то заявления в прокуратуру, если в дорожный фонд не поступают деньги. Именно поэтому дорожные фонды находятся в плачевном состоянии и никакие аналоги «Платона» в регионах, другие дополнительные поборы с автомобилистов не помогут.
Нужно внести изменения в систему взимания платежей, их распределения, а также в систему контроля за состоянием дорог. Тогда можно ожидать улучшения ситуации.