Региональные выборы 2015: «нишевая» конкуренция
Региональные выборы 13 сентября 2015 г. стали важным этапом в развитии политической системы России и последней электоральной кампанией перед федеральным избирательным циклом. Прошедшие выборы – повод для того, чтобы подвести итоги электоральных процессов, происходивших после реформы законодательства о партиях (2012), и обозначить перспективы их дальнейшей эволюции.
13 сентября в России был представлен полный спектр российских избирательных кампаний регионального и местного уровня. В 21 регионе прошли прямые губернаторские выборы (кроме того, в трех регионах проходят непрямые выборы), в 11 субъектах Федерации избирали региональные парламенты, в 23 региональных столицах проводились выборы городских дум. В связи с реформой местного самоуправления в этом году не было прямых выборов мэров региональных административных центров, но в ряде городских округов и муниципальных районов такие выборы по-прежнему проводились.
Создание конкурентной среды: стратегия Кремля
Формирование условий для обеспечения политической конкуренции на региональных выборах связано с усилиями Кремля, направленными на обеспечение легитимности и законности избирательного процесса. Сама идея проведения прямых выборов региональных руководителей имеет целью повышение ответственности региональной власти перед гражданами.Кремль становится главным ответственным за состояние политической системы, в частности, за легитимность выборов и честность правил игры на них. Во время избирательной кампании первый заместитель главы президентской администрации В.Володин постоянно подчеркивал важность легитимной процедуры региональных выборов и естественной непредсказуемост
Если говорить об «установках Кремля» на прошедших выборах, то они были нацелены не на обеспечение максимального результата голосования за главу региона или «Единую Россию», а на обеспечение конкуренции, вовлечение в электоральный процесс всех значимых игроков, представляющих различные части политического спектра. Среднее число кандидатов на губернаторских выборах составило 4,7, что не намного выше, чем в прошлом году (4,57). Но при этом качество конкуренции стало расти. Более того, впервые в истории губернаторских выборов после 2012 г. возникла ситуация – в Иркутской области, когда главе региона не удалось выиграть в первом туре. При этом не было предпринято попыток «дотянуть» результат, несмотря на то, что С.Ерощенко не хватило совсем немного голосов до 50%.
Из 206.700 кандидатов, выдвинутых для участия в выборах, были зарегистрированы 187.502. Участие в выборах представителей парламентской оппозиции было гарантировано, а доля незарегистрирова
Конкуренция на губернаторских выборах приобрела межпартийный характер, что соответствует принципам нишевой конкуренции. Отсутствие в большинстве регионов самовыдвиженцев и юридической возможности их участия в губернаторских выборах представляется адекватным решением. Это позволяет активизировать и укрепить институт политических партий, не допуская, чтобы электоральная конкуренция превратилась исключительно в борьбу элит и финансовых ресурсов. Так, парламентские партии были представлены на губернаторских выборах практически во всех регионах. Происходило – пусть и достаточно ограниченное — включение в губернаторские кампании малых партий. Партийное представительств
Состав участников региональных кампаний отражает реальную картину идеологических предпочтений россиян (за исключением, конечно, маргинальных экстремистских групп), а на выходе демонстрирует различный уровень поддержки тех или иных идеологических течений. Во-первых, налицо некоторое оживление в либеральной части политического спектра, хотя его популярность и находится на низком уровне. Но именно выборы показали, насколько незначителен реальный уровень поддержки либеральных партий. Во-вторых, довольно масштабным по числу игроков оказался национально-патр
Важным принципом работы Кремля в формирующемся конкурентном поле стало сохранение политической идентичности за теми игроками, которые не принадлежат к «Единой России». В отличие от прежних лет не практикуются и не поощряются конъюнктурные переходы в «Единую Россию» ради сохранения позиций во власти. Принципиальная позиция президентской администрации заключается в том, чтобы не «перекрашивать» статусных игроков, в том числе победителей выборов, которые уже связали свою политическую судьбу с другими партиями. С одной стороны, их политическая идентичность должна быть реальной и честной; «Единой России», как и любой другой партии, не нужны «попутчики» с иными политическими взглядами.
В тех случаях, когда стороны оставляют личные амбиции, сотрудничество представителей различных партий оказывается вполне возможным. Это продемонстрирова
Таким образом, структура конкурентного поля в России стала приобретать более естественный характер. Сейчас она практически не связана с попытками ограничения возможностей оппозиции. Проблема состоит в прежде всего в слабости самой оппозиции, но возникла эта проблема далеко не сегодня, а еще в начале нулевых. Тем не менее выборы показали, что «Единая Россия» занимает далеко не все электоральное поле, несмотря на то, что лояльность российского избирателя властям за последний год осталась весьма высокой. По итогам выборов заметным и значимым было и голосование за различные оппозиционные списки (прежде всего за КПРФ и «Справедливую Россию», вернувшую себе статус «третьей партии»), и различия в уровне их поддержки от региона к региону.
Стратегия Кремля при формировании конкурентного поля в регионах не была однотипной. В одних регионах выдвигались опытные и сильные региональные руководители, имеющие опыт успешного участия еще в «первой волне» прямых выборов. К числу таких регионов относятся в первую очередь Калужская и Кемеровская области. В этих регионах конкуренция была, как правило, невысокой, что было обусловлено сильными позициями действующих глав и нежеланием партий вступать с ними в борьбу. Федеральный центр фактически согласился с безальтернативно
В другой группе регионов губернаторы были заменены незадолго до выборов. Причем в ряде случаев (Пензенская и Тамбовская области) они пришли на смену опытным губернаторам, которых Кремль все-таки решил заменить. Новые главы, назначенные в этом или прошлом году, вышли на выборы также в Краснодарском крае, Амурской, Брянской, Пензенской, Сахалинской и Тамбовской областях, Еврейской АО. В этой группе регионов предвыборное соотношение сил нельзя назвать идентичным. Однако нередко и в них возникали ситуации, когда оппозиционные партии отказывались от активной борьбы. Отчасти это объяснялось «эффектом новизны», когда новый глава региона начинал явно и активно привлекать общественные симпатии, в то время как оппозиция по сути никаких претензий предъявить ему не могла. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в Сахалинской, Брянской, Пензенской и Тамбовской областях. В Брянской области соперничать с А.Богомазом не стала даже КПРФ.
Таким образом, успешные «старые» губернаторы и не менее успешные «новички» чаще всего сумели обезопасить свои позиции. Центр фактически с этим согласился, поскольку положительно оценивал результаты работы первых и давал шанс проявить себя вторым. Наиболее сложное предвыборное соотношение сил возникало в тех регионах, где главы впервые пришли к власти в период назначений, не имели опыта участия в конкурентных выборах, баллотировались впервые и при этом по итогам своего правления не смогли избежать появления более или менее сильной оппозиции. Такие регионы со средним уровнем устойчивости власти стали основной площадкой для реализации более или менее конкурентных сценариев губернаторских кампаний. Причем попытки некоторых подобных губернаторов обезопасить свои позиции, инициировав снятие с дистанции основного соперника, центром был пресечены, как показал пример Омской области.
Наконец, важно отметить эволюцию избирательных технологий, применяемых технологами власти, — они принимают все более гибкие формы. Знаковым событием в этой связи стало резкое снижение влияния В.Кидяева и связанных с ним политтехнологов, которые ассоциировались с архаичными технологиями административной мобилизации избирателей и достижением результата «любой ценой». Некоторое время назад в СМИ и экспертном сообществе обсуждался так называемый «тамбовский сценарий», предполагавший ставку на административные технологии и приведший к резкому росту голосования за «Единую Россию» в этом некогда «красном» регионе. Реализация этого сценария была связана с именем В.Кидяева. На выборах 2015 г. подобные практики были признаны контрпродуктивны
Нишевая конкуренция: реальный механизм российской демократии
Прошедшая кампания определила характер, уровень и условия политической конкуренции в России. Нынешний этап политического развития страны характеризуется тем, что конкурентная среда складывается не вследствие борьбы олигархических групп, как это было в 1990-е и в начале 2000-х гг., а в условиях борьбы между политическими партиями, отражающими весь идеологический спектр и стремящимися завоевать поддержку массового избирателя. Конкуренция в России приобрела партийный характер, и это свидетельствует о развитии и укреплении национальной партийной системы.
Одновременно естественным путем — через выборы — происходит селекция политических партий. Их количество в результате реформы выросло на порядок, но не все из них выглядят жизнеспособными, и прошедшие выборы это наглядно продемонстрирова
Политическая конкуренция на российских выборах окончательно приобрела нишевый характер. Сложившаяся структура партийной системы в России отражает высокий уровень консолидации не только элит, но и общества, поддерживающего президента Владимира Путина и возникший в годы его легислатур политический порядок.
Нишевая конкуренция представляет собой важнейшую характеристику современной российской демократической модели. Основные политические игроки, представленные действующими в легальном поле политическими партиями, ведут борьбу за удержание и расширение собственных политических ниш, формирование которых связано с идеологическими предпочтениями и социальной структурой общества.
При этом остаются значимыми отдельные политические поля, на которых действуют те или иные игроки.
Во-первых, «Единая Россия» сохраняет преимущества, предопределенные высоким уровнем лояльности общества и консолидацией элит. Расколы элит в основном преодолены либо носят ситуативный характер. По этой причине конкуренции на поле «Единой России» не наблюдается: нет «вторых», «третьих» и «запасных» «партий власти», не удались попытки создания ее «либеральных» или «социал-демократ
Во-вторых, по-прежнему хорошо выражен левый сегмент политического поля, где лидером остается КПРФ. При этом коммунистам все труднее удерживать свой электорат, часть которого поддерживает политику президента. На левом фланге у КПРФ появились свои «нишевые» конкуренты, прежде всего – «Коммунисты России». Стремясь занять не только левое, но и национально-патр
В-третьих, возникли свои ниши и у двух других парламентских партий – ЛДПР и «Справедливой России». Партия В.Жириновского за счет активности своего лидера, эксплуатации патриотической повестки и популистских инициатив достаточно давно сформировала свой электорат; перед ней также стоит задача его сохранения и приращения. У «Справедливой России» как у партии более молодой и при этом представляющей собой коалицию известных региональных политиков, есть заметные проблемы и с созданием устойчивой электоральной базы, и с политической идентичностью. Но и она предпринимает попытки создать умеренно-левую, левоцентристскую нишу. Кампания-2015 значительно укрепила позиции партии.
В-четвертых, значительно уменьшилась, но сохраняется либеральная ниша, где, как обычно, идет внутривидовая конкуренция. В ней участвуют и старые игроки («Яблоко»), и новые (ПАРНАС).
Достаточно острый характер может принимать «внутривидовая» борьба — конкуренция между партиями в рамках одной ниши. Партии ведут борьбу и за расширение своих ниш, что приводит к попыткам перехватить электорат, голосующий за другие партии, а значит, к конкуренции между игроками, занимающими близкие и частично пересекающиеся ниши.
Нишевая конкуренция характеризует переходный этап формирования партийной системы в России (фазу стабилизации) и перекликается с характеристиками других переходных режимов, о которых в разное время говорили исследователи Испании и Португалии, стран Латинской Америки, Восточной Европы.
Во-первых, нишевая конкуренция прямо взаимосвязана с классическим формированием партийных систем, структура которых отражает социальную стратификацию и идеологические противоречия (о чем говорили М.Дюверже и С.Роккан).
Во-вторых, в переходных обществах на конкуренцию оказывают влияние такие факторы, как влияние элит и персонализм, феномен сильной личности (концепция «делегативной демократии», предложенная Г.О’Доннелом).
В-третьих, в обществах с ярко выраженной региональной дифференциацией, к которым относится и Россия, политические ниши имеют не только социальный и идеологический, но и территориальный характер, что приводит к различиям в результатах выборов от региона к региону. Немалое влияние на формирование политических ниш начинает в этой связи оказывать фактор регионального патриотизма. В условиях отсутствия региональных партий в современной России он выражается скорее в голосовании за те общенациональные партии, которые в наибольшей степени выражают те или иные региональные интересы.
Содержательная повестка дня региональных кампаний
Базовые рамки региональной кампании были заданы общефедеральной повесткой. Определяющую роль на выборах играл фактор высокого доверия к В.Путину и федеральной власти, сохранял свое значение феномен патриотической мобилизации электората. Эти факторы создавали региональным руководителям и «Единой России» несомненные стартовые преимущества. При этом президентская повестка значимо влияла и на содержание региональных кампаний. В частности, выполнение «майских указов» президента неизбежно входило в предвыборную «отчетность» региональных руководителей.
На поддержку губернаторов непосредственно влияет не столько общий фон общественных настроений и ожиданий в России, сколько эффективность губернаторской работы при реализации президентской повестки. В условиях предвыборной конкуренции явные различия в эффективности губернаторской деятельности в процессе реализации президентской повестки и стали влиять на конечный результат кампании.
Федеральный центр демонстрировал в ходе кампании свою поддержку некоторым губернаторам. В поездках руководителей страны по регионам был больше задействован Д.Медведев (он посещал незадолго до выборов Амурскую, Калининградскую, Ростовскую, Омскую, Иркутскую, Сахалинскую области). Будучи президентом, глава правительства назначал многих из тех губернаторов, которые участвовали в выборах. Кроме того, Медведев объективно заинтересован в проведении эффективной парламентской кампании: ему предстоит возглавить список «Единой России» на думских выборах. Для В.Путина важнее было увидеть реальный результат работы губернаторов, выражающийся в уровне их поддержки обществом. Поэтому президент мало выезжал в регионы, в которых предстояли выборы, и не позволял ссылаться на свою поддержку, но часто встречался с главами регионов, где эти выборы проходили. В конечном итоге результат губернаторов, полученный по итогам конкурентных выборов, и позволяет говорить о том, в какой степени тем или иным региональным руководителям удается реализовывать президентскую повестку, завоевывая при этом поддержку граждан.
Губернаторские задачи на прошедших выборах были заметно осложнены актуальной социально-эконом
Главам регионов было важно представить обществу содержательные программы социально-эконом
Уровни конкурентности региональных выборов
Количество участников электорального процесса на выборах 13 сентября оказалось достаточно велико. Оно отражает не общее число партий в России, превысившее семь десятков, а число реально востребованных игроков. На выборах в региональные законодательные собрания в среднем участвовали около 7,5 партий, на выборах по партийным спискам в муниципальные собрания региональных столиц – около семи. Эти цифры могут показаться не столь впечатляющими, но они больше, чем в тот период, когда властями делалась ставка не на формирование конкурентной среды, а на продвижение «Единой России». Уровень участия в губернаторских кампаниях несколько ниже (менее пяти претендентов в среднем на один регион), но это связано с особенностями процесса регистрации, который ограничивает возможности для партий, не сумевших создать необходимое представительств
Более высокая конкуренция отмечалась на выборах региональных законодательных собраний, что неудивительно: именно эти выборы практически напрямую могут быть спроецированы на будущую думскую кампанию, и партиям требовалось приложить все усилия для достижения наилучших результатов в мобилизации своего избирателя. Партиям было важно создать свои фракции в значимых городских собраниях, укрепив тем самым позиции на местах. Поэтому уровень конкуренции на муниципальных выборах был немногим ниже, чем на выборах в региональные парламенты. Наименее высокой оказалась конкуренция на губернаторских выборах, где оппозиции трудно добиться успеха, что ослабляет ее мотивацию.
Регионы по степени конкурентности прошедших выборов можно разделить на три группы.
На губернаторских выборах выше среднего уровень конкуренции изначально оказался в регионах, где выполнялись два условия: сравнительно менее популярный губернатор соревновался с заметными соперниками — как правило, из КПРФ,реже – из ЛДПР. В эту группу регионов вошли Амурская, Иркутская, Омская области.
Ниже среднего конкуренция была в регионах двух типов. Во-первых, там, где в силу опыта и влияния главы региона или специфики территории позиции действующего руководителя считались незыблемыми, в то время как оппозиция, по сути, просто отказывалась вести с ним борьбу. К таким регионам относятся Татарстан, Калужская и Кемеровская области. Но, как мы уже отметили, калужский губернатор свой потенциал до конца реализовать не смог. Во-вторых, на сравнительно низком уровне конкуренция оказалась там, где недавно была проведена эффективная замена губернатора, и оппозиция ничего не сумела этому противопоставить
Большинство регионов попало в группу со средним уровнем конкуренции. В этих регионах нельзя было говорить о полном отсутствии у губернаторов значимых соперников, но действовали те или иные факторы, ограничивающие конкуренцию. Среди них могут быть высокий уровень лояльности электората, слабая личная мотивация или недостаток ресурсов у достаточно перспективных представителей оппозиции. Средний уровень конкуренции сложился примерно в половине регионов, в которых прошли губернаторские кампании. При этом в ряде случаев губернаторы явно не справились с качественной организацией своей кампании или допустили очевидные технологические просчеты, что привело к росту поддержки в целом несильных соперников: так случилось в Марий Эл и Архангельской области. В итоге к концу кампании эти регионы перешли в группу с уровнем конкуренции выше среднего.
На выборах региональных законодательных собраний уровень конкуренции во многом определялся уже сложившимися позициями политических партий, наличием у них устойчивого электората и сильных партийных организаций. За счет этого более высокий уровень конкуренции возник в Костромской и Новосибирской областях, отличающихся относительно невысоким рейтингом «Единой России». В Костромской области росту конкуренции способствовало еще и участие в выборах ПАРНАСа.
Наименее конкурентными — в связи с устойчивостью позиций губернаторов, консолидацией элиты и высокой лояльностью избирателей — были выборы в Белгородской и Воронежской областях, Ямало-Ненецком АО. В группу регионов со средним уровнем конкуренции вошли Республика Коми, Калужская, Курганская, Магаданская, Рязанская и Челябинская области.По итогам выборов, впрочем, Рязанская область оказалась ближе к менее конкурентному полюсу, а Калужская – к более конкурентному.
Активность избирателей: дифференцированн
Для региональных выборов в России характерна невысокая явка. Так было с 1990-х гг., и эта ситуация была объективно обусловлена.
В прошлом году наметилась тенденция к росту явки на губернаторских выборах. Причем анализ показывает, что существенный уровень явки благоприятствова
В то же время уровень активности избирателей на выборах 2015 г. оказался очень разным, что прямо зависело и от традиций электоральной активности населения, и от стратегий и тактик региональной власти. Явно выделились только два региона – Кемеровская область и Татарстан, где явка превысила в первом случае 90%, а во втором – 80%. Эти же регионы отличились самым высоким уровнем поддержки действующих глав. Другие регионы заметно отстали от лидеров. Так, более половины избирателей пришли голосовать на губернаторские выборы в Тамбовской, Пензенской, Брянской областях, Чувашии и Краснодарском крае. Это, как правило, более консервативные регионы, где поддержка губернаторов также была высокой. На выборах в региональные парламенты более 50% явка составила в Ямало-Ненецком АО, Воронежской области и Республике Коми.
Ряд регионов отличился низкой явкой, не превысившей 30%: Архангельская, Иркутская и Смоленская области, а на выборах в региональный парламент на этом уровне оказалась Новосибирская область. В целом традиционно более низкой явка была в восточных и северных регионах, что соответствует особенностям местного электорального поведения. В случае Смоленской области сказалось отсутствие на выборах кандидата «Единой России»: представитель ЛДПР А.Островский одержал уверенную победу, но значительная часть избирателей на выборы при таком необычном соотношении сил не пришла.
В целом же явка на уровне около 35-45% является в настоящее время наиболее типичной для региональных выборов в России, и выборы 13 сентября это вновь подтвердили. Искусственное повышение явки способно вызвать недоверие к итогам голосования – оно определенно стало нецелесообразным и контрпродуктивны
Стратегии и результаты «Единой России» и действующих губернаторов
Задача «Единой России» и поддерживаемых партией региональных руководителей состояла в том, чтобы подтвердить свои лидирующие позиции и привлечь поддержку массового избирателя. В этом году Кремль гораздо активнее продвигал свою повестку, предполагающую формирование на выборах конкурентной среды и укрепление партийной системы. В этих условиях губернаторам нередко приходилось мириться с появлением на выборах критиков их политики. Однако были и случаи, где основные партийные игроки неформально договорились между собой, и конкуренция приняла имитационный характер.
Большое влияние на ход региональных кампаний оказывала и ситуация в региональных элитах. Одной из главных проблем стали отношения между «новыми» губернаторами и «старыми» элитами, сложившимися при прежних региональных главах. В таких регионах, как Пензенская и Тамбовская области, эта проблема обострилась в этом году в связи с уходом таких губернаторов-«ст
Действующий формат электоральной конкуренции не позволил большинству внутриэлитных конфликтов перейти в электоральное поле. Во-первых, потенциально сильные представители оппозиционной элиты сами отказались от участия в выборах. В прошлом году они, как правило, выдвигались от малых партий, но не сумели пройти муниципальный фильтр, что в этом году привело к полному отсутствию таких попыток. Во-вторых, парламентские партии сделали ставку на своих, партийных кандидатов, стремясь реализовать в ходе кампании интерес к закреплению в собственной электоральной нише. Тактические альянсы оппозиционных партий и контрэлит утратили смысл для обеих сторон. В этих условиях оставался лишь вариант поддержки и финансирования контрэлитами кандидатов от парламентской оппозиции, но неверие в эффективность подобной стратегии привело к исчезновению у контрэлит мотивации для подобных действий. Например, так и не сложился в Иркутской области альянс кандидата КПРФ С.Левченко, весьма убедительно выступившего на выборах, и оппозиционных деловых элит.
Внутриэлитные противоречия в большей степени повлияли на формирование списков кандидатов «Единой России» на выборах в региональные и муниципальные парламенты. В частности, отмечались активные попытки губернаторов Н.Меркушкина и В.Шанцева сформировать лояльные органы власти в Самаре и Нижнем Новгороде соответственно. Это привело к скандалам во время праймериз и последующему выдвижению некоторых поддерживаемых губернаторами кандидатов против кандидатов «Единой России». Однако повсеместного характера эти сценарии не приобрели, а федеральный центр попытался пресечь их реализацию. В самарском случае генеральный совет «Единой России» запретил прогубернаторски
Результаты голосования за действующих губернаторов в целом оказались весьма благоприятными: лишь в одном из регионов кампания перешла во второй тур. Как правило, у губернаторов был значительный запас прочности по сравнению с конкурентами. В то же время в этом году практически снята проблема сверхвысокого результата, превосходящего 90% и вызывающего сомнения в объективности. Для Кремля было важно, чтобы итоги выборов вызывали доверие в обществе: в противном случае легитимными их назвать нельзя, какой бы ни оказались явка и поддержка губернатора. В прошлом году экстремально высокие результаты были получены В.Шанцевым и Н.Меркушкиным, причем это произошло в крупных индустриальных регионах, которые известны своими протестными настроениями. Прошедшие выборы сопровождались ростом уровня конкуренции, более активной включенностью в выборы парламентской оппозиции; нельзя сказать, что губернаторы смогли создать себе заведомо комфортную ситуацию. Если они к этому и стремились, то позиция Кремля была принципиально иной. В этом году результат свыше 90% представляется вполне объективным: его получили известный своей личной популярностью А.Тулеев и руководитель Татарстана Р.Минниханов, ставший и в электоральном смысле преемником популярного М.Шаймиева. Не так много было результатов, превышающих 80%, — их получили А.Никитин в Тамбовской области, И.Белозерцев в Пензенской, В.Кондратьев в Краснодарском крае и А.Дрозденко в Ленинградской области. В первых двух случаях, вероятно, сработала удачная замена старых губернаторов на новых и более молодых. В.Кондратьев унаследовал лояльность электората, который прежде поддерживал А.Ткачева. А.Дрозденко удалось провести довольно эффективную кампанию.
С другой стороны, не было и явно низких результатов, что обусловлено в первую очередь высоким уровнем лояльности избирателей к власти как таковой. При этом эффективность работы губернаторов, как в социально-эконом
В остальном же губернаторские результаты укладывались в условные пределы от 60% до 80% голосов, что выглядит вполне объективным результатом их работы и вполне соотносится с уровнем поддержки российской власти в целом. Ближе к верхнему пределу этого диапазона оказались А.Богомаз, В.Голубев, В.Илюхин и А.Левинталь, пришедшие к власти сравнительно недавно или даже в этом году. Это позволяет говорить об успешных первых результатах их правления. Сравнительно более низкие результаты, на уровне 60-65%, продемонстрирова
Итоги выборов в региональные и городские собрания в условиях более высокой конкуренции между игроками продемонстрирова
В этом году еще большее значение приобрела процедура предварительного внутрипартийного голосования (праймериз) «Единой России». При этом оптимальной моделью становятся открытые праймериз, предусматривающи
Важной характеристикой прошедших выборов стало повсеместное распространение смешанной системы, что сближает эти кампании с предстоящими выборами в Государственную Думу. На региональном уровне отказались от полностью пропорциональной системы в Калужской области, где вновь часть депутатов избиралась в одномандатных округах. В региональных столицах голосование по партийным спискам использовалось на этот раз везде, тогда как в последние годы города стали было «уходить» к простой мажоритарной системе. Все это позволило максимально сблизить форматы федеральной, региональной и муниципальной кампаний, способствуя складыванию единой конкурентной среды.
Налицо при этом потребность в существенной ротации депутатского корпуса «Единой России» и активизации работы депутатов на территории. Открытые праймериз отчасти, хотя и далеко не в полной степени, позволяют решать эту задачу. Ход избирательной кампании показал, что не все элиты готовы работать в конкурентном поле праймериз. Отсюда попытки пересмотреть результаты праймериз, а затем выдвинуть проигравших их кандидатов в качестве «независимых», как в Самаре и Нижнем Новгороде. Очевидно, что в таких ситуациях теряется смысл праймериз, и Кремль ясно дал понять, что не считает подобную «конкуренцию» и появление мнимых «независимых» кандидатов на выборах приемлемым.
Итоги выборов продемонстрирова
С формальной точки зрения политический и электоральный результат прошедших выборов в региональные и местные парламенты не так уж сильно отличается от выборов прошлых лет. Ниша «Единой России» остается максимальной, ее сокращения не происходит. Но при этом качество результата выросло, а депутатский корпус в существенной степени обновился.
Стратегии и результаты партий парламентской оппозиции
Парламентская оппозиция в этом году получила существенно больше возможностей и для участия в региональных кампаниях, и для выдвижения заметных кандидатов на губернаторские должности. Как КПРФ, так и ЛДПР приняли участие во всех губернаторских кампаниях, за единственным исключением Брянской области. «Справедливая Россия» участвовала в губернаторских кампаниях реже (за исключением Камчатки, Амурской, Калужской и Омской областей), но и она присутствовала в подавляющем большинстве регионов. Тем самым была реализована установка Кремля на участие в выборах всех кандидатов, выдвинутых парламентскими партиями.
Крайне редкие случаи неучастия парламентской оппозиции в губернаторских выборах не были связаны с попытками заблокировать неугодных кандидатов. Властями были извлечены уроки из прошлогодних выборов, когда из-за жесткой губернаторской позиции не смогли принять участие в выборах О.Дмитриева от «Справедливой России» в Санкт-Петербурге
Более заметным и эффективным стало межпартийное взаимодействие на выборах. «Единая Россия» сыграла свою важную роль в обеспечении электоральной конкуренции и в организации отношений с партиями парламентской оппозиции. Партия оказывала помощь другим игрокам при преодолении муниципального фильтра, что имело принципиальное значение для малых партий, ЛДПР, «Справедливой России» и во многих случаях для КПРФ. «Единая Россия» стремилась как минимум не создавать препятствий кандидатам от конкурирующих партий в процессе сбора подписей.
Кроме того, в ряде регионов партии договорились о более тесном сотрудничестве. Так, «Единая Россия» оказала в Смоленской области поддержку врио губернатора А.Островскому, являющемуся единственным представителем ЛДПР в губернаторском корпусе. ЛДПР не выдвинула своего кандидата и поддержала действующего главу А.Богомаза в Брянской области. В обоих регионах стороны договорились и о взаимном представительств
Таким образом, кампания этого года позволила снизить напряженность в отношениях между властями и партиями парламентской оппозиции, которую прежде вызывало блокирование значимых кандидатов.
Стратегии самих партий парламентской оппозиции носили комплексный характер и во многом были продиктованы началом подготовки к думским выборам. Партии стремились мобилизовать свой электорат, раскрутить перспективных кандидатов под думские выборы, использовать одновременные муниципальные кампании для создания позиций на уровне местного самоуправления.
Стратегия КПРФ заключалась в первую очередь в том, чтобы закрепить за собой статус наиболее сильной оппозиционной партии и лидера на левом идеологическом фланге. При этом на губернаторских выборах коммунистам сильно помогло снижение активности оппозиционных губернаторам региональных элит, которые полностью отказались от выдвижения своих кандидатов и использования для этого малых партий. В итоге КПРФ получила отличные возможности для того, чтобы занять оппозиционную нишу почти повсеместно.
В целом ряде регионов КПРФ сделала ставку на выдвижение сильных и опытных кандидатов, имевших опыт участия в губернаторских выборах еще в 90-е годы. К их числу относятся С.Левченко в Иркутской области и В.Шурчанов в Чувашии. Очень опытные кандидаты, не раз успешно участвовавшие в думских выборах в одномандатных округах или в региональных кампаниях, были выдвинуты в Ростовской области (Н.Коломейцев), Костромской области (В.Ижицкий), Сахалинской области (С.Иванова). Все эти кандидаты опирались не только на партийный бренд, но и на собственную известность. Многие из них были ограничены в ресурсах, но их имена тем не менее позволяли привлекать электорат.
Заметным элементом электоральной стратегии КПРФ стало выдвижение депутатов Госдумы. Не всегда это были широко известные персоналии, но в любом случае требовалось усилить их продвижение с ориентацией на думскую кампанию, где все они, вероятно, пойдут на выборы в одномандатных округах. Явно с этой целью вступили в кампанию такие думские депутаты, как О.Денисенко (Омская область), В.Симагин (Пензенская область), Н.Кузьмин (Ленинградская область), К.Лазарев (Еврейская АО), И.Ревин (Калининградская область), Н.Осадчий (Краснодарский край), С.Мамаев (Марий Эл), а также упомянутые выше С.Левченко, В.Шурчанов и Н.Коломейцев.
Были у КПРФ и случаи, когда она явно сдала свои позиции, не сумев или не захотев выдвинуть сильного кандидата. Примерами подобной политики стали Камчатка, Калужская и Кемеровская области. Партия отказалась от участия в выборах в Брянской области и достаточно формально участвовала в Смоленской, где она находилась в коалиции с губернатором – представителем ЛДПР. Явно не стремились коммунисты конфликтовать с новым главой Пензенской области. Поэтому местные политические расчеты или проблемы не позволили в ряде случаев эффективно реализовать ставку на закрепление за КПРФ статуса главной оппозиционной силы.
Стратегия ЛДПР в большей степени была ориентирована на формальное участие в губернаторских выборах и договоренности с властями в этой связи. В первую очередь партия обезопасила позиции «своего» губернатора А.Островского. Во многих регионах она выдвинула депутатов Госдумы (И.Абрамов в Амурской области, В.Деньгин в Калужской области, К.Черкасов в Марий Эл, Р.Худяков в Тамбовской области, А.Диденко в Кемеровской области, А.Старовойтов в Калининградской области, К.Субботин в Чувашии, Я.Зелинский в Омской области). В отличие от аналогичных по статусу кандидатов КПРФ, они не всегда вели активную кампанию и в ряде случаев были выходцами из других регионов, поскольку непосредственно в регионе партии выдвинуть было некого.
У ЛДПР было и гораздо больше случаев выдвижения откровенно слабых кандидатов, не имеющих известности и существенного статуса в регионах. Как правило, это было обусловлено договоренностями с губернаторами. В частности, явно ни на что не претендующие кандидаты были выдвинуты ЛДПР в Татарстане, Иркутской, Пензенской, Ростовской, Сахалинской областях.
Список кандидатов «Справедливой России» имел наиболее слабый характер из всех партий парламентской оппозиции. Эсеры столкнулись с явными кадровыми проблемами и при этом, как и кандидаты ЛДПР, не стремились выступить в роли оппонентов региональной власти, предпочитая с ней договариваться. В большинстве случаев ставка была сделана на местных партийных функционеров – руководителей региональных отделений и фракций в региональных парламентах, но, как правило, эти кандидаты были массовому избирателю неизвестны. Их участие в губернаторских выборах теоретически позволяло повысить их узнаваемость, что имело бы смысл в преддверии думских выборов.
Примечательно, что «Справедливая Россия», в отличие от КПРФ и ЛДПР, не делала ставки на выдвижение и раскрутку своих думских депутатов. Лишь два депутата – М.Емельянов в Ростовской области и А.Руденко в Краснодарском крае – приняли участие в губернаторской кампании. Единственным реально опытным и успешным игроком среди кандидатов являлся М.Емельянов. Однако и он не уделял большого внимания своей губернаторской кампании, что негативно повлияло на его результат. Тем не менее «Справедливая Россия» довольно эффективно выступила на выборах, сделав ставку на укрепление отношений с региональными властями и предполагая, что те в обмен на лояльность предоставят партии больше возможностей для продвижения списка и кандидатов на думских выборах.
Особое внимание все партии парламентской оппозиции уделили выборам в региональные и муниципальные собрания. Здесь их стратегии, напротив, были схожими, предполагая активное привлечение избирателей к их партийным спискам. Нередко партии намеренно ограничивали свою активность на губернаторских выборах, делая ставку на продвижение своих партийных списков, что имело более ясные перспективы в виде формирования партийных фракций на местах. В одних случаях партии рассчитывали при этом на привлечение протестного избирателя и вели себя более агрессивно. В других они договаривались с властями, полагая, что их лояльность, в том числе в ходе губернаторской кампании, позволит получить режим благоприятствова
При этом выборы продемонстрирова
Таким образом, в процессе кампании возникла ситуация, когда оппозиционные партии сами не в состоянии заполнить свою нишу, что свидетельствует о кризисных процессах внутри них. Налицо проблемы с обновлением партийного актива, с выдвижением новых ярких фигур. Выборы показали, что внутри партий не работают политические лифты, нет механизмов отбора перспективных кадров. Поэтому, например, КПРФ вынуждена эксплуатировать свои старые персональные «бренды», вновь выдвигая кандидатов, некоторые из которых участвовали в выборах еще в 90-е годы
В целом партии парламентской оппозиции слишком полагались на инерционную тактику, опасаясь, что отказ от нее может разрушить статус-кво, выгодный их руководителям и депутатам. Результатом этого становятся потери электората, о чем и свидетельствовал
В частности, КПРФ успешно выступила в Новосибирской области, где возник новый баланс политических сил, в рамках которого партия является отчасти правящей и полностью системной. В итоге ей удалось набрать около четверти голосов на областных выборах и более трети, с минимальным отставанием от «Единой России» на городских. В остальных случаях на выборах по партспискам партия демонстрировала стабильные показатели на уровне от 9 до 15%, что соответствует нынешним размерам «коммунистическо
В то же время при голосовании за личность положение дел меняется, и ярких лидеров, общественных активистов, потенциальных руководителей региона, защитников своих интересов избиратели в кандидатах от парламентской оппозиции зачастую не видят. Поэтому на губернаторских выборах эти кандидаты выглядят неубедительно и теряют голоса. Крайне сложно выдвинуть необходимое число достойных кандидатов на выборах в мажоритарных округах, где поражения парламентской оппозиции стали нормой.
В итоге КПРФ с ее более подготовленными кандидатами чаще удавалось продемонстрирова
Впрочем, выдвижение кандидатов ЛДПР и «Справедливой России» оказалось еще менее успешным. Среди кандидатов ЛДПР явно выделились только два – И.Абрамов в Амурской области и О.Осицына в Архангельской. В обоих случаях ЛДПР воспользовалась относительной слабостью позиций действующих губернаторов и наличием в этих регионах стабильного электората своей партии. Однако большинство кандидатов ЛДПР получили менее 5% голосов, и только четверо – на уровне 7-8% голосов (Марий Эл, Камчатка, Калининградская, Калужская области), что хотя бы позволяет говорить о некоторой значимой поддержке. У «Справедливой России» ситуация была схожей, но без столь же высоких результатов: ее лучшие кандидаты в Чувашии, Смоленской и Архангельской областях набирали голоса в диапазоне 10-15%, еще три кандидата получили 7-8% (Брянская, Иркутская, Калининградская области).
В конечном итоге партиям парламентской оппозиции далеко не везде удалось обеспечить себе устойчивые стартовые позиции для думских выборов в одномандатных округах. Выдвижение действующих депутатов в губернаторы позволило им заявить о себе непосредственно на территории, но мало кто из этих депутатов способен претендовать на победу в округе. Поэтому расчет делается по-прежнему на партийные списки и узнаваемые бренды, а также на федеральное руководство парламентских партий. Инерционная тактика парламентской оппозиции может сработать на ближайших думских выборах, но в дальнейшей перспективе проблемы у парламентских партий будут при такой тактике и боязни внутреннего обновления только нарастать.
Непарламентские партии на выборах 13 сентября
Для непарламентских партий прошедшие выборы не открыли каких-либо новых перспектив. Эти партии, несомненно, способствовали росту конкуренции, в том числе в рамках определенных идеологических сегментов. Здесь важно заметить, что положительное отношение Кремля к деятельности партий парламентской оппозиции вовсе не означает, что этим партиям дают право монополизировать свою нишу. Нишевая конкуренция, напротив, призвана способствовать повышению качества и эффективности работы более крупных партий. Впрочем, пока непарламентские партии испытывают свои проблемы роста и стать альтернативой партиям парламентским не способны. Спрос на новые лица в российской политике существует, но непарламентским партиям не удается его удовлетворить. Слишком заметен «диванный», «московский» характер большинства из этих партий, сказывается слабый опыт «укорененной» в регионах электоральной работы.
Наибольшее внимание политизированной общественности было привлечено к «демократической оппозиции» и тем проблемам, с которыми она сталкивалась при регистрации своих списков в регионах. Но при этом стоит отметить, что как ПАРНАС, так и почти все остальные непарламентские партии переживали одни и те же внутренние проблемы: отсутствие устойчивых позиций в регионах, дефицит местного актива, слабый интерес со стороны избирателей.
По этой причине, во-первых, непарламентским партиям крайне трудно «наполнить» списки хотя бы минимально известными людьми. Отсюда распространенная картина, когда некоторые партии выдвигали одних и тех же людей — как правило, своих московских руководителей. Этим отличались, например, «Коммунисты России», КПСС, ДПР. Список ПАРНАС в Костромской области возглавил не местный активист, а столичный политик И.Яшин. Очень часто и сами списки были явно урезанными, с небольшим количеством кандидатов, с выдвижением одного или двух кандидатов вместо полноценной тройки.
Во-вторых, по тем же причинам непарламентские партии в состоянии выдвигать свои списки лишь в нескольких регионах. Хотя формально они имеют общенациональный статус, но фактически общенациональным
В-третьих, федеральный центр не делал ставку на недопуск до выборов несистемной оппозиции. Ее проблемы были связаны главным образом со сбором подписей, а с этим в России всегда сталкиваются все малые партии. Причем по числу неудач с регистрацией своих кандидатов и списков ПАРНАС заметно уступает таким партиям, как «Родина» и «Коммунисты России».
В конечном итоге на «непарламентском
Одновременно проявилась конкуренция на левом фланге, свидетельствующа
В итоге у всех новых партий проблемы, по сути, одни и те же, и вызваны они объективными причинами. Спрос на эти партии слишком невелик, «раскрутить» совершенно новых игроков сейчас практически нереально: к ним нет интереса ни со стороны тех или иных элитных групп, ни со стороны активной общественности. Тот же ПАРНАС привлекает к себе внимание прежде всего с помощью скандальных информационных поводов, которые он создает, либо которые ему «помогают» создавать власти на местах. Более того, партия фактически вела в Костромской области «левую» кампанию – и ожидаемо не смогла достигнуть сколько-нибудь значимого успеха на поле, традиционно контролируемом «укорененной» в регионе КПРФ. В целом же у новых партий слишком небольшая история, и ее недостаточно для того, чтобы стать постоянными значимыми участниками избирательных кампаний в стране.
Перспективы партийной системы
Прошедшие 13 сентября выборы позволяют сделать выводы о думских перспективах парламентских и малых партий. Вполне очевидно, что нынешние парламентские парти имеют достаточно прочные позиции, чтобы претендовать на прохождение в российский парламент по партийным спискам. Перспективы «Справедливой России» после выборов позволяют характеризовать ее перспективы как существенно более благоприятные, чем прежде. В целом партии парламентской оппозиции сталкиваются с одними и теми же проблемами. Во-первых, им стало труднее удерживать прежний уровень своей электоральной поддержки. Во-вторых, заметны кадровые проблемы, которые не позволяют добиваться удовлетворительн
Среди оставшихся 10 партий, которые обладают парламентской квотой, ни одна так и не смогла продемонстрирова
Среди партий, которые не обладают парламентской квотой, в региональных и наиболее крупных муниципальных кампаниях участвовали еще 14 партий, из которых семь пытались пройти в региональные законодательные собрания, что теоретически позволяло им претендовать на парламентскую квоту (КПСС, ДПР, «За справедливость!»
Сложившаяся в стране партийная система еще далека от идеала, и партиям необходимо извлечь из прошедших выборов серьезные уроки. Ключевой проблемой остается отсутствие у партий нормальных механизмов рекрутирования кандидатов и перспективного (рассчитанного хотя бы на пять лет) политического планирования. При этом у партий есть возможности для того, чтобы выдвигать и продвигать своих кандидатов на выборах всех уровней: график этих выборов секретом не является, правила игры известны, никаких специальных запретов для участия нет, а найти заинтересованных и неравнодушных людей на местах нетрудно. Но, к сожалению, многие партийные лидеры в центре и на местах слишком опасаются за свое будущее, работая по инерции и блокируя процессы внутрипартийного обновления. Тем самым не решается назревшая проблема вовлечения при помощи партий в политический процесс реальных политиков и лидеров общественного мнения, общественных активистов, молодежи.
К думским выборам «старые» оппозиционные партии подходят со старым багажом. Качество «новых» партий тоже оставляет желать лучшего. Поэтому, с одной стороны, необходимо стимулировать кадровое и содержательное обновление партий парламентской оппозиции. Без этого не возникнет более качественная конкурентная среда, и для «Единой России» тоже не будет стимулов для работы над собственными проблемами. С другой стороны, среди новых и малых партий целесообразно вести работу, помогая встать на ноги тем, у которых есть содержательная повестка, которые могут способствовать нишевой конкуренции, привнести в российскую политику новые идеи и помочь появлению в ней новых лиц.
Закономерной видится и определенная коррекция правил игры в рамках собственно избирательного процесса. Во-первых, на губернаторских выборах требуется совершенствовани
Во-вторых, нуждается в совершенствовани
В-третьих, постепенно назревает содержательная реформа внутриполитическ
Правила игры на российских выборах, вероятно, еще будут совершенствовать