Региональные вузы: слияние и поглощение
Стратегия Министерства образования и науки РФ совершенно прозрачна, ибо родилась она не вчера, а еще в благополучные нулевые, когда отдельные вузы получали статус федеральных или научно-исследовательских и отделялись, тем самым, от всех прочих.
Министерство стремится оптимизировать (то есть, по сути – сократить) расходы через иерархизацию высшего образования, селекцию вузов по принципу «сильные-перспективные» и «слабые-бесперспективные». С последующей реальной поддержкой только первых. Еще раз замечу, что такая политика началась еще в нулевые, когда вопрос об экономии средств не стоял так остро, как сейчас. Такая политика достигает двух целей – с одной стороны, действительно экономятся средства, с другой стороны, внятнее обозначаются вузы с реальным качественным образованием, то есть абитуриенты и их родители подвергаются меньшей опасности дезориентации.
Подобная политика не нравится практически никому, ибо действительно чревата сокращениями кадров в избранных вузах и обнищанием тех, кто остался за пределами круга избранных. Однако рациональных аргументов против нее практически нет.
Это тот самый случай, когда правила не нравятся никому, но изменить их невозможно, остается только пытаться выиграть что-то для себя по этим правилам. То есть, вузы должны стараться объединиться и получить статус «опорных». Наиболее заинтересованы в этом вузы с хорошей научной базой (классические университеты), ибо их могут лишить финансирования научных исследований и магистратур, по сути, превратить в колледжи.
В меньшей степени заинтересованы, например, экономические вузы, у которых всегда был хороший коммерческий набор и они в принципе в состоянии обойтись без бюджетного финансирования, а в случае объединения они теряют самостоятельность. Вот такой конфликт интересов, который, например, для Иркутской области пока выглядит неразрешимым.
Правила прописаны таким образом, что в этом процессе отведена большая роль региональным властям. И региональные власти относятся к этому по-разному. Ярославский губернатор поддерживает, иркутский губернатор выступает против, и переубедить его на основе изложенных выше аргументов, судя по всему, пока не удалось.
Если регион останется без опорных вузов, ему остается надеяться на то, что у наших властей «семь пятниц на неделе» (что отчасти справедливо) и они по причинам, о которых сейчас можно только догадываться – смена министра, смена правительства как такового и т.п. — откажутся от политики объединения региональных вузов. Может быть и такое. Однако это рискованная игра, ибо ставка делается на надежду, а не на что-то реальное.
Регионы действительно рискуют остаться без полноценного высшего образования. Напомню, что полноценным высшее образование может считаться только в том случае, если вуз готовит не только бакалавров, но и магистров, и, что особенно важно, соединяет образовательную деятельность с научной.