Региональные «спецминистерства» как тревожный индикатор
Не исключено, что после запуска министерств, которые занимаются Дальним Востоком, Крымом и Северным Кавказом, может быть поставлен вопрос об изменении статуса нынешнего Министерства регионального развития (Минрегион). Многие ожидают закрепления его статуса как ведомства, занимающегося межнациональными отношениями. Увеличение количества федеральных министерств, имеющих узкорегиональный профиль (по развитию Дальнего Востока, Крыма, наконец, Северного Кавказа), на мой взгляд, – тревожнейший индикатор.
Очевидно, что созданные в предшествующий период институты не в силах заниматься мобилизацией и концентрацией ресурсов, контролем на закрепленных территориях. Это касается как системы полномочных представителей Президента в федеральных округах, так и Министерства регионального развития. Даже посты вице-премьеров, являющихся одновременно полпредами (Трутнев и уже бывший кавказский полпред Хлопонин), не стали подспорьем.
Чем опасен сценарий образования «спецминистерств»? Во-первых, дробится поле единой политики федерального центра в отношении регионов. Её можно было осуществлять через Минрегион, но это ведомство так и не стало авторитетным. С отделением от него жилищно-коммунальной сферы оно стало номинальным.
Если мы говорим о работе в сфере межнациональных отношений, то Минрегион — снова вне игры. Незаконная миграция, преступления, совершаемые мигрантами, – «епархия» ФМС и МВД. Воспитание терпимости – задачи, которые могут реализовываться через Минобрнауки, Минкультуры и государственные СМИ.
Во-вторых, даётся сигнал, что именно такой точечный подход, «особый режим» — в приоритете. Не исключено поэтому, что цепочка дополнится новыми звеньями. Например, Министерством по делам Крайнего Севера. Да и других проблемных территорий много. В-третьих, усиливается и так уже существующее пересечение функций министерств, созданных под регионы, Администрации президента (АП) и полпредов. На мой взгляд, вообще нужна конституционная реформа, в результате которой президент будет одновременно возглавлять правительство. Тогда исчезнет ненужное дублирование АП и правительства. Тогда и остальные семь полномочных представителей будут плотнее работать с Минрегионом, а главные федеральные инспекторы выступать по сути и представителями Минрегиона. Сегодня же, по моему мнению, движение идёт в неверном направлении.
Наоборот, нужен сильный Минрегион (с курированием ЖКХ). Чтобы взаимодействие с территориями было эффективнее, а вопросы решались оперативнее, необходимо убирать промежуточные звенья в виде полпредов в федеральных округах. При этом принципиальный момент – усиление института главных федеральных инспекторов.