Региональные инициативы Турчака: «скамейка запасных» и новая роль Центра
Расширение электоральной базы и «скамейки запасных» «Единой России» на местах, а также максимальное использование потенциала праймериз – заметные плюсы, которые может обеспечить партии реализация недавних инициатив Андрея Турчака. Большинство из них так или иначе затрагивает работу данной партии в регионах. Но есть и более глобальный аспект этих инициатив – ставка на рост роли федеральных структур «ЕР» в региональной политике.
Предложение закрепить использование только наиболее открытой модели праймериз – шаг вполне прагматичный. Именно такая модель максимально работает на узнаваемость партии и ее кандидатов. Но есть у этой инициативы и другой, не только предвыборный аспект. Такая модель представляет куда больший интерес для деятелей местного и регионального уровня, которые ранее с «Единой Россией» не работали и, возможно, находятся в сложных отношениях с высокопоставленными фигурами отделений партии в субъектах РФ.
Кстати, открытые праймериз перед выборами муниципального уровня дают большие возможностей для присоединения к «единороссам» не только ресурсных кандидатов, но и популярных общественных активистов. Это может сыграть свою роль в целом ряде крупных городов. Не все избиратели (особенно более молодых возрастов и представители «среднего класса») хорошо воспринимают управленцев из бюджетной сферы, на которые обычно делают ставку «медведи» на подобных выборах.
Случаи, когда в числе кандидатов от «Единой России» оказываются и известные в среде избирателей-скептиков общественные активисты, были и ранее. Так, среди кандидатов от «ЕР» на недавних столичных муниципальных выборах можно вспомнить, например, Елену Ткач, активистку, боровшуюся с незаконной застройкой и угрозами историческому облику города. Но в условиях крупного города кандидатов с подобным бэкграундом среди выдвиженцев «ЕР» может быть и больше. Не исключено, что к следующим муниципальным выборам к партии присоединиться и часть муниципальных депутатов, получивших мандаты на оппозиционной волне. Их сотрудничество с партией не обязательно будет работать на лучшие результаты «единороссов» само по себе. И тем не менее это еще один шаг к расширению электоральной базы партии. Если новый подход не сработал в одном случае, он сможет сыграть свою роль в другом.
Работа внутрипартийных платформ на межрегиональном уровне – это еще одна возможность привлечь к их деятельности новых экспертов, представителей бизнеса и местных элит. Далеко не все эти лица будут лидерами общественного мнения или важными игроками в своих регионах. Но и такие фигуры, подчас даже не сотрудничающие с отделениями «Единой России» на местах, на заседаниях платформ могут появиться.
Важен и другой аспект этого предложения – работа платформ на межрегиональном уровне способна сыграть ту же роль, что тематические форумы «ЕР» накануне Единого дня голосования-2017. Они позволяют вывести вопросы местной повестки на более высокий уровень, тем самым перехватывая эту тему в информационном пространстве. С другой стороны, федеральное руководство партии может таким образом повлиять на местную повестку, задать темы, которые региональные политики могли обходить стороной. Тематические форумы, как известно, сыграли свою роль в ходе недавних региональных предвыборных кампаний «единороссов». У межрегиональной работы партийных платформ также есть для этого неплохой потенциал, который можно развить.
По сути, все эти новые каналы привлечения новых кадров в «Единую Россию» играют почти ту же роль, что и ОНФ. Именно через Фронт в эту партию приходили общественные деятели, к старым элитам не относящиеся и часто выступавшие критиками региональных и местных властей. Такие люди среди кандидатов дают «Единой России» работать с избирателями-скептиками и даже с протестным электоратом.
По сути, целый ряд недавних инициатив Андрея Турчака позволяет сформировать внутри партии новые каналы вертикальной мобильности. Для «Единой России» это вполне логично. И чем больше каналов кадрового обновления, тем для партии лучше.
На инициативы исполняющего полномочия секретаря Генсовета «ЕР» можно посмотреть и с другого ракурса. Недавние перестановки в губернаторском корпусе показали, что Центр, вероятно, хочет видеть региональные администрации равноудаленными как от местных групп влияния, так и от имеющих интересы в конкретном субъекте РФ федеральных игроков. Понятно, что не везде новые назначения укладывались в это правило. Но общая тенденция налицо.
Между тем целый ряд инициатив Андрея Турчака выдержаны в той же логике. Ставка только на открытые праймериз будет нередко будет приносить победу в ходе предварительного голосования лицам, у которых с губернатором, мэром и местными функционерами самой партии сложные отношения. В этих условиях будет больше востребована роль центрального руководства партии как арбитра, а значит, повышаться и влияние федеральных структур «ЕР» на региональную политику. Укрупнение Межрегиональных координационных советов «Единой России» также делает их руководство менее зависимым от региональных властей и партийных структур и в идеале превращает такие советы в важного проводника политики Кремля на местах.