Сейчас пока трудно говорить о связанной антикризисной программе правительства: пока есть набор антикризисных идей, которые, естественно, обсуждаются и уточняются. Говорить о единой программе сложно как минимум по двум причинам.

Во-первых, в конце недели Минэкономразвития представит новый актуальный официальный прогноз, и будет ясно, какая глубина рецессии предполагается, и стало быть, какие реальные меры могут повлиять на то, чтобы снизить спад. Пока рабочий вариант Минэкономразвития, который они назвали, — 3 % падения ВВП при среднегодовых ценах на нефть в $60 за баррель. Но в конце недели мы, наверное, увидим более точные оценки, тем более что 30 января Центральный банк должен проводить заседание совета директоров, на котором тоже должен быть рассмотрен макроэкономический прогноз регулятора. Они же вырабатывают и свой сценарий – максимально жесткий – что будет с экономикой, если цены на нефть упадут до $40 за баррель и продержатся на этом уровне достаточно долгое время.

Во-вторых, Правительству придется переверстывать бюджет. Дата уже обозначена — 27 февраля. Почему это делать предстоит, понятно – потому что бюджет, который действует, сверстан при среднегодовой цене на нефть в $96 за баррель, сегодня она торгуется около 47 $/ Это нереалистично ни по расходам, ни по доходам. К тому же бюджет рассчитывался исходя из курса рубля чуть больше 37 рублей за доллар. Так что когда будет прогноз и когда с его учетом будет скорректирован бюджет, тогда можно будет говорить, что антикризисная программа получила реальные очертания, превратилась в руководство к действию.

Говорить о том, какой будет региональная составляющая антикризисных мер, сейчас также сложно. Пока понятно, что регионы получат максимум полномочий при регулировании налоговой сферы для поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса. Но надо понимать, что они будут ограничены очень серьезно и состоянием бюджета, и долговой нагрузкой, и необходимостью существенно не снижать социальные расходы. Предположить, как будут реализованы возможности применить эти стимулирующие рычаги в каждом регионе, сейчас, из конца января, нельзя.

Я думаю, после того, как будет переверстан бюджет, возникнут новые параметры межбюджетных отношений и трансфертов, естественно, власти субъектов почувствуют "твердь" под ногами и, исходя из реальной географии финансовых потоков, смогут принимать свои решения по антикризисным мерам.

Пока видно только разнообразие идей, причем можно выделить несколько "пакетов" – меры, направленные на изменение текущей ситуации, меры структурного характера, связанные с экономией госрасходов, и меры по преобразованию в принципе сложившейся экономической модели. С последним "пакетом" — наибольшие трудности. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: