Региональная политика: указ и практика


Спешное принятие указа об основах государственной региональной политики в нынешних условиях действительно вызывает много вопросов и сомнений.
Во-первых, сам формат документа – Указ президента. Это не федеральный закон, это не коллективная зона ответственности правительства и депутатов, это решение одного человека, пусть и наделенного сейчас максимальным властным авторитетом. Как тут не вспомнить фразу Бориса Ельцина «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».
Основная проблема в том, что и тогда, и сейчас расширение суверенитета рассматривается, прежде всего, как фискальная мера. Ставится вопрос денег, которых в условиях проводимой экономическими властями страны политики, не хватает на всех. Поэтому больше полномочий регионам – это, прежде всего, больше ответственности за финансирование процессов в этих регионах: и социальных, и экономических. Денег из региональных бюджетов, там где они есть, предполагается изъять больше, а в те регионы, куда идут основные дотации – дать меньше. 
Бессмысленно говорить, что в нынешних условиях, когда реальный уровень доходов домохозяйств и реальное потребление населения падает по всей стране третий год, регионы просто не смогут гарантировать, что при сохранении уровня дотации ситуация как минимум не будет ухудшаться. Это самим региональным властям не исправить никакими методами.
В регионах нет своих инвестиционных возможностей, все деньги собраны в различные фонды на уровне федерации. 
Регионы сами не определяют ставку рефинансирования и не могут влиять на возможность кредитов для бизнеса под приемлемый процент.  Регионы сами не определяют текущий рейтинг инвестиционной привлекательности, который строится на основе рейтинга самой страны. Регионы не влияют на санкционную политику, введенную против России. Все это ответственность федерального центра.
И это его задача проводить долгосрочную инвестиционную политику, развивать взаимосвязанные крупные инфраструктурные проекты в регионах, развивать налогооблагаемую базу в субъектах. Речь должна идти, прежде всего, о крупных проектах развития. Только на их основе и около них может развиваться малый и средний бизнес, сфера услуг и розничной торговли – то за что могут отвечать региональные власти. Но это уже только вторично. 

К сожалению, вопрос повышения самостоятельности регионов не ставился в годы, когда был бюджетный профицит, когда было что развивать и на что развивать.

Да, тогда рост региональных полномочий мог реально вылиться в региональный рост, при котором сильная Россия – это, прежде всего, сильные регионы. Но сейчас противоположные тенденции, федеральный Центр предполагает делиться не возможностями роста, а нарастающими проблемами. Даже регионы-доноры с сомнениями относятся к перспективам предполагаемого пересмотра распределения полномочий, ответственности и величины финансовых потоков, идущих в обе стороны. Регионы-реципиенты же могут снова оказаться в гордом одиночестве на передовой не решаемых ими проблем. Конечно, банкротства субъектов РФ никто не допустит, но и предлагаемые меры вряд ли способствуют оздоровлению их финансового состояния.
В итоге. Вместо того чтобы развивать экономику страны, и таким образом решать проблемы региональных бюджетов, нынешняя экономическая власть предлагает новый формат, как существующие проблемы институционализировать, переведя их в разряд региональных. А дальше – регионы у нас разные, и положение дел в них разное, дифференцированное – Центр за это не отвечает.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: