Региональная политика Кремля: проблема субъекта
Ожидать ли изменений в региональной политике? На мой взгляд, об этом говорить еще рано. Еще не устоялась организация внутриполитической работы и новая элитная конфигурация после выборов 18 сентября продолжает складываться. Этот процесс явно затянулся и говорить о прохождении развилок в региональной политике можно будет чуть позже. До конца года уж точно.
Соответственно, я бы обозначил на сегодня две проблемы, связанные с функционированием и организацией внутренней политики. И назвал бы основные региональные вызовы, с которыми в ближайшие годы придется сталкиваться. Одна из проблем – пока не пройденная развилка между наличием или отсутствием субъектности в самой организации внутренней политики на федеральном уровне. Есть ли субъект, есть ли куратор, есть ли контролер внутренней политики, региональной политики? Или эта сфера будет размываться и делиться, дробиться на части? Это пока еще большой вопрос. И не исключено, что здесь есть развилка между субъектностью, когда субъект все-таки будет сформирован, положим, в Администрации президента и бессубъектностью, когда возникнет многоцентрие, где различные группы, находящиеся в различных органах и структурах власти, будут стремиться проводить на свое усмотрение и в рамках своего функционала свою региональную политику. Между прочим, если подумать о нашем правительстве, то там эта субъектность весьма размыта в сфере региональной политики, поскольку нет единого центра ответственности. Я не исключаю, что та же ситуация распространится на Администрацию президента и в итоге на весь федеральный Центр. Я бы не ждал в этой связи, запасаясь попкорном, каких-то эпических битв между старыми и новыми командами. Все может быть и комильфо. Но, в то же время, проблема семи нянек и соответствующего ребенка существует, и здесь есть о чем задуматься.
По поводу того, будет ли все-таки формироваться новая идентичность во внутренней политике в связи с приходом новых кремлевских кураторов. Я согласен, что преемственность играет очень большую роль, но будет ли она целиком и полностью соблюдаться? На мой взгляд, новая команда объективно заинтересована в формировании своей идентичности. А в чем она будет состоять – это вопрос весьма нетривиальный, учитывая тот факт, что предыдущая команда создала весьма мощную идентичность. Выступать в роли простых продолжателей вряд ли новые игроки смогут. А что именно они попытаются предложить вместо, и насколько это будет эффективно и резонансно – тоже вопрос открытый. В частности, принципы конкурентности, открытости, легитимности вряд ли будут отвергаться.
Если исходить из того, что новая команда будет позиционироваться, как команда либеральная (или ей это будет приписываться), то в этой логике, получается, она должна проводить выборы еще конкурентнее, еще открытее, еще легитимнее. Тогда возникнет риск разбалансировки. И возникнет вопрос – как будет выглядеть президентская кампания 2018 года, какая именно конкурентность, какое количество игроков, какой конечный результат. Этот вопрос очень серьезный. Если здесь допускать разбалансировку и, положим, заявлять о конкурентности, выпуская на поле 20 кандидатов, то вряд ли это есть желаемая цель. Если, наоборот, исходить из того, что необходимый результат не меньше 2012 года, а, на самом деле, из многих политических соображений, необходим результат не менее 70%, как это будет стыковаться одно с другим? Положим, если будет линия на еще большую конкурентность, и при этом будут проблемы, связанные с тем, как правильно сформировать конкурентное поле на президентских выборах – здесь, может быть, новая команда столкнется с трудностями и, может быть, даже она не сможет выстроить идентичность, тем более, либеральную, условно либерального толка.
Два момента по поводу региональных вызовов, которые существуют и становятся все более ощутимыми. Один из них — финансовый. Он возник не сегодня и даже не вчера. Но проблема, если ее перевести в электоральную плоскость, усугубляется существенно. Я не буду здесь долго рассуждать по поводу того, что финансовая ситуация в регионах становится все хуже и хуже. Это эмпирический факт и эта ситуация запрограммирована минимум еще на несколько лет вперед. Возникает вопрос: будет ли в этой связи меняться модель выборов. Если исходить из того, что прежняя модель кампании во многом исходила из опоры на бюджетников и на повышение лояльности пенсионеров, то, учитывая ухудшение финансовой ситуации в регионах, эта модель потихоньку перестает работать. И, на мой взгляд, признаки того, что она перестает работать, уже сказались на прошедшей в сентябре кампании, они сказались на существенной демобилизации потенциально лояльного электората, в том числе, бюджетной сферы.
Второй вызов я назову уж совсем электоральным, поскольку впереди мы переключились на федеральные выборы. Сейчас мы временно вновь возвращаемся к региональному электоральному циклу. В следующем году, получается, должно пройти 14 прямых губернаторских кампаний. Подавляющее большинство регионов может превратиться в минное поле, в поле для столкновения интересов различных федеральных команд и финансово-промышленных групп. Там, на самом деле, почти каждый регион – это очень серьезная интрига. Я бы специально отметил то, что Приволжский федеральный округ может стать особой точкой столкновения интересов по некоторым понятным причинам. Имеет смысл напомнить о том, что в Саратовской области в следующем году пройдут и выборы губернатора, и выборы в областную Думу. Кроме того, в Приволжском округе еще один проблемный регион – Пермский край. Будут ли приниматься решения о заменах или не будут, какие – это вопрос абсолютно открытый и по состоянию на сегодня просто некому его толком решить.
Есть и очень проблемная Свердловская область, есть и Карелия, вокруг которой были свои бои, и Бурятия, где были проблемы. В трех регионах выборы пройдут уже второй раз. В частности, Рязанская область. Очень непростой, на мой взгляд, может быть случай. Кроме того, тестирование новых глав, которые недавно пришли и которые еще не состоялись, как публичные лидеры – в Ярославской области, Калининградской области, Кировской области, постепенно в Севастополе это становление происходит. Но процесс еще не завершен.
Если говорить о перспективе чуть дальше, то в 2018 году, помимо президентских выборов, будут выборы в Москве и Московской области. И как будут состыкованы федеральные кампании с двумя мощнейшими региональными кампаниями – об этом вопросе тоже стоит помнить. Я думаю, что нас ожидает много интересных решений, проблем, конфликтов.
Материал основан на выступлении автора на заседании Экспертного клуба «Регион», 26 октября 2016 г.