Регионализация социальной политики: вызовы и приоритеты для губернаторов и глав муниципалитетов


Можно объективно говорить, что на сегодня в России благодаря тем целям, которые поставил президент РФ Владимир Путин, тем решениям, которые обсуждались и принимались в рамках целой серии заседаний Госсовета по социальной политике, выстроена одна из наиболее эффективных в мире социальных систем. Прежде всего это, конечно, касается поддержки семей с детьми. Это в том числе выплаты, которые начинаются с 12-й недели беременности и продолжаются до достижения ребенком 17 лет. Напомню, как это работает. Выплата возникает тогда, когда доход семьи меньше определенного уровня. Это, по сути, страхует семьи с детьми от попадания в бедность и нищету. Если по каким-то причинам один из родителей теряет доход, автоматически начинаются выплаты. Кроме того, это такие вещи, как 100%-ная оплата больничного листа вне зависимости от стажа, бесплатное горячее питание в начальной школе, преимущество для братьев и сестер попадать в одну школу и детсад, фантастическая программа по строительству и ремонту школ, детсадов, первичного звена здравоохранения, объектов спорта и культуры. В Новгородской области в этом году ремонтировалось и строилось чуть менее 200 объектов. В 2017 году, когда я пришел на пост губернатора, это было два объекта на всю область. То, что происходит с точки зрения обновления социальной инфраструктуры, абсолютно беспрецедентно. Благодаря нацпроектам, озвученным решениям президента.

Что пока не получается в полном объеме, хотя есть позитивная динамика, – это вопросы рождаемости. Безусловно, на сегодняшний день, к сожалению, в сознании людей рождение детей и карьера – это взаимоисключающие альтернативные понятия. Это мы видим по социологии. Например, в Новгородской области 26% женщин репродуктивного возраста не имеют детей. И здесь сегодня важный тренд – идет регионализация социальной политики. Если раньше у нас все меры принимались на федеральном уровне и были одинаковые для всей страны, то сегодня мы совместно с правительством стараемся создать разные меры для разных регионов с разной демографической ситуацией. Есть очень знаковый пилотный проект, который проводится в трех регионах: Новгородской, Тамбовской и Пензенской областях. Это «пилот» по повышению рождаемости в малых городах. Мы понимаем, что те меры, которые работают в крупных городах, в малых работают совершенно иначе. Более того, мы видим: если женщина или молодая семья, не получив возможностей для своего развития, жизни, карьеры, социальной жизни в малом городе, переезжает в большой город, ее демографическое поведение меняется. И одна и та же семья в малом городе может иметь двоих-троих детей, в большом городе – с учетом темпа жизни и новых задач – это один, максимум два ребенка.

В чем заключается суть регионализации? Она требует других ответов на вызовы. Первый вызов: люди в малых городах получают нормальную зарплату, но им негде купить квартиру. Почему ее купить негде? Потому что застройщикам невыгодно заходить в малые города. Это первый вызов: нужно научиться строить в малых городах. Если мы хотим, чтобы люди там оставались, там должно быть современное жилье.

Второй вызов, который возникает и который нужно решить, – вопрос акушерско-гинекологической помощи, женских консультаций, родильных отделений. К сожалению, ни в один из нацпроектов это не попало. Но если мы не будем создавать условия по ведению беременности, по сопровождению ребенка, то вряд ли получим нужный результат.
Третий вызов – работа. Сегодня привлекательные экономические условия, ОЭЗ создаются при крупных городах. Но если мы хотим, чтобы демография была в тех значениях, которые ставит президент, то нам нужно научиться создавать высокооплачиваемые рабочие места в малых городах.

Если говорить об управленческих вызовах, то это ключевая, задача, которую ставит президент для всей системы управления: научиться не собирать людей в два-три мегаполиса, давать возможность жить на небольших территориях – это совершенно другой сложности управленческая задача. И сегодня очевидно, что если новые меры социальной поддержки и введут, то они будут учитывать существующую региональную ситуацию, демографические тенденции, ту структуру занятости, которая есть в конкретном регионе. Это накладывает на губернаторов, глав муниципалитетов совершенно другого уровня требования к управленческой эффективности. Во многом именно поэтому, рискну предположить, появились программы для обучения мэров. Совершенно другого масштаба задачи будут стоять перед коллегами.

Что мы видим в качестве приоритета? Когда я думаю над программами развития того или иного муниципалитета, первый вопрос, который я проверяю, – есть ли там колледж и общежитие, возможно ли его создать. Если мы хотим, чтобы долгосрочно развивались территории, там должно быть образование, которое позволит людям найти свое место в жизни. Если этого нет, шансы, что ребенок останется, вернется в этот населенный пункт, не так уж высоки, откровенно говоря.

Поэтому, говоря о сегодняшней теме «Социальное развитие: достижения новой России и вызовы будущего», мне кажется, что благодаря президенту, его решениям с достижениями у нас все нормально, а вот вызовы будущего очень серьезные. Они связаны с управленческими компетенциями и глубокой регионализацией социальной политики.

Из вы­ступ­ле­ния на экс­перт­ной сес­сии, ор­га­ни­зо­ван­ной Агент­ством по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций во вза­и­мо­дей­ствии с «Ди­рек­ци­ей Вы­став­ки До­сти­же­ний «Рос­сия». 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: