Мэра Орла надо избирать, но специальной коллегией
В Орле рассмотрят вопрос об изменении действующей системы городской власти, суть которого заключается в фактическом объединении постов мэра и главы администрации.
Даже не сомневаюсь, что депутаты поддержат это предложение губернатора Орловской области Андрея Клычкова. Все эти действия производятся в рамках общего поиска путей повышения эффективности управления. Выбирать главу муниципалитета будет некая комиссия, состав которой пока не вполне ясен. И в областном законе прописаны не все позиции, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере судить о качестве этого нормативного акта в части регулирования процедуры появления на посту мэра города эффективного управленца.
Но вопрос должен быть поставлен в более широкой плоскости: кто такой мэр? Это политическая фигура, которая встречает гостей с лентой через плечо, или, как говорили в советское время, «председатель горисполкома – это дворник с большой зарплатой»? В больших городах мэр при всем желании не охватит всю хозяйскую часть, а в небольших подобные модели действуют вполне успешно. В Орле последним подобным мэром-хозяйственником был недавно ушедший в мир иной Ефим Вильковский (мэр Орла с 1997 по 2002 год – прим. ред.), который до конца дней гордился прозвищем Автобусник. У него были профессиональные уклоны. Во Мценске, например, Валентин Александров (мэр города с 1997 по 2002 год – прим. ред.) начинал рабочий день – а это около 04:30 – с объезда территории, но это возможно только в небольшом городе.
Что нужно Орлу именно сейчас, сказать трудно. Разделение должности на мэра и главу администрации произошло еще при Викторе Сафьянове (мэр города с 2010 по 2012 год), но эта схема привела к очередной реформе.
Может быть, всенародные выборы, конечно, и интересны с точки зрения пиара, развития представительной демократии и многого другого, но они имеют низкую устойчивость к проведению на этот пост политически ангажированных фигур, ставленников неких финансовых групп. Мое мнение: мэра надо избирать, но не депутатами. Мне кажется, что жители всенародно должны избирать сравнительно небольшую коллегию выборщиков из самих себя, которая отягощена несколькими цензами, например связью с территорией. Из кого выбирать мэра – это уже следующий шаг в развитии законодательства: то ли из депутатов, то ли из предложенных властью кандидатов. Коллегии можно было бы вменить и еще не решенный нигде в законодательстве вопрос об отзыве мэра, да и тех же депутатов горсовета. Коллегия выборщиков и в нынешней системе политической власти, и в сугубо системе управления могла бы решать некоторые вопросы. Хотя для современных адептов так называемой представительной демократии выражения «цензовая система» и «цензовые ограничения» – это как красная тряпка для быка. Но представительная демократия уже доказала свою несостоятельность, сейчас лучший тому пример – США.