Реформа МСУ и отказ от выборов мэров
В рамках реформы местного самоуправления (МСУ) регионы продолжают отказываются от прямых выборов глав МСУ. О планах повсеместно отменить выборы после сентябрьских выборов объявили главы Республики Алтай, Вологодской, Ставропольской и Челябинской областей. К каким последствиям это приведет? Прежде всего назначенные мэры не имеют электоральной легитимности, что существенно сокращает их политические ресурсы в возможной борьбе при конфликте интересов. Очень для многих глав регионов, которые выбираются, потенциально удобнее мэр, который работает по контракту и может быть уволен. Кстати, закон это позволяет в довольно широком спектре случаев. В принципе с точки зрения политического веса губернатор в такой конструкции будет априори фигурой более сильной. Конечно, это устраивает любого главу региона.
С точки зрения эффективности работы прямой корреляции я не вижу. Назначенный мэр или избранный – сама по себе процедура не гарантирует эффективности его работы. Понятно, что способность выиграть выборы не всегда связана с какими-то выдающимися управленческими качествами, иногда и не связана вовсе. С другой стороны, назначение по контракту тоже имеет свои ограничения, так что прямой зависимости нет. Все решает, как конкретный человек себя проявит.
С точки зрения расстановки политических сил в регионе всем губернаторам действительно удобнее занимать доминирующее положение, иметь меньше альтернативных центров политического влияния на уровне крупных городов и региональных столиц.
Когда мэры были избираемы, очень часто мэр регионального центра, если это крупный город с большим бюджетом, который кормит всю область или ее значительную часть, становился весомой политической фигурой. История знает много таких примеров. То есть губернатор потенциально получал конкурента, конфликты были, и даже если открытых столкновений не происходило, "фактор мэра" был важным политическим фактором.
Если региональный центр ресурсоемкий, как это часто бывает, если он собирает много налогов, если он сосредотачивает много человеческих, финансовых и других ресурсов, значит, его глава становится влиятельной фигурой. В этом случае экономические и политические ресурсы взаимоконвертируемы. К тому же избранного мэра так просто уволить нельзя. Если же человек работает по контракту, то возможностей предъявить ему претензий больше.
Так что главный акцент в решении проблемы отмены или сохранения прямых выборов мэров – политический.