Реформа институтов развития – это уход из «системы кормления» чиновников
Реформа так называемых институтов развития давно назрела. За последние 15 лет было создано несколько десятков институций, зачастую с туманным функционалом и без четкого понимания целей и задач работы. Многие из них пересекались по направлениям деятельности, банально дублировали их. Во многом за красивой вывеской скрывалась просто синекура для «кормления» отставного чиновника, который находился в орбите влияния определенной политической или финансово-промышленной группы интересантов.
Административная реформа институтов развития – первая значительная, масштабная реформа премьера Михаила Мишустина. Возможно, что она даст старт дальнейшим изменениям системы государственного управления в контексте начавшегося транзита власти.
Эту реформу, в результате которой происходит перераспределение функционала большей части институтов развития между федеральными министерствами и госкорпорацией ВЭБ.РФ, можно рассматривать в нескольких аспектах:
– как реальное повышение эффективности работы госаппарата через распределение функционала, сокращение аппарата и оптимизацию финансовых потоков;
– как значительное усиление бывшего вице-премьера, а ныне главы ВЭБ Игоря Шувалова, под крыло которого переходят серьезные организационные и материальные ресурсы, что укрепляет его статус. По сути, ВЭБ становится системообразующим инвестиционным и инновационным центром страны, а его глава – главным модератором в повестке национального развития;
– в политическом аспекте происходит ролевая и статусная перезагрузка – перераспределение ресурсов среди групп влияния. Во многом реформа – это попытка уйти от персонализации институтов развития, когда каждый из них создавался искусственно под конкретную личность, а финансовый ресурс служил «кормовой базой». Безусловно, это снижает фактор коррупционного давления. Более того, реформа наносит удар по старым группам влияния, которые на протяжении многих лет контролировали вышеуказанные институты развития. На мой взгляд, вряд ли они (и не только они) смогут оказать серьезное сопротивление по ходу реализации реформы;
– главным бенефициаром реформации является сам премьер-министр. В случае ее успешного завершения/проведения Мишустин усиливает свое политическое влияние и демонстрирует элитам, что способен реализовывать свои масштабные инициативы;
– влияние на региональную политику будет не столь существенным, поскольку институты развития – это прежде всего федеральный уровень власти. Несомненно, многие из них за годы своей работы «обросли» территориальной инфраструктурой в российских регионах, открыли региональные подразделения со своим штатом и бюджетом. В этом смысле процесс консолидации их функционала под эгидой ВЭБ или профильных федеральных министерств должен привести к оптимизации и разбюрокрачиванию, что в конечном итоге станет плюсом для всей системы государственного управления.