Минэкономразвития ведет мониторинг реализации существующей стратегии пространственного развития, и кое-что в рамках реализации сделать удалось. У нас есть хорошие достижения по росту основных показателей. Это инвестиции в основной капитал и реальные доходы населения – в том числе и на территориях, которые коллеги обозначили как отстающие. Разные регионы попадали в тяжелое положение, по ним принимались индивидуальные планы развития. На большей части этих территорий реальные доходы населения, по данным Росстата к 2022 году, существенно выросли. То есть такая дифференцированная политика, на наш взгляд, оправданная, это неплохой инструмент. Можно концептуально обсуждать, насколько можно его включать в стратегию.

Из негативных тенденций, которые мы мониторим с 2016 года: если раньше у нас 52 региона активно участвовали в миграционных движениях по стране, то к 2022-му таких стало уже 67. То есть на процесс концентрации населения мы влияем пока не очень хорошо. К сожалению, у нас сократилось население Сибирского федерального округа на 3,6% по сравнению с 2016 годом. Неоднозначный вопрос с развитием агломераций. Предполагалось, что 20 центров добавят новые точки роста экономики в дополнение к нашим минерально-сырьевым и промышленным центрам. Но, к сожалению, к 2025 году только восемь центров будут давать те темпы, закладывались в стратегии 2019 года. Сегодня есть разные точки зрения, насколько вопрос развития агломераций будет в повестке новой концепции.

То, что было заложено в стратегии в отношении транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», сегодня крайне важно с учетом геополитической ситуации. Наверняка это будет учитываться и в новой концепции.

И отдельный блок – новые регионы, их интеграция в экономическое пространство страны в целом и вопросы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: