Развитию дорожных проектов в регионах мешает дефицит квалифицированных работников
Многие регионы сегодня делают ставку на реализацию транспортных проектов. В субъектах возводятся новые переправы, строятся дорожные развязки, применяются самые разные логистические решения.
Открывая очередной участок автодороги М-11, президент РФ Владимир Путин назвал надежные дороги одним из ключевых условий роста всей экономики России. Именно на этом тренде сконцентрированы усилия правительства РФ, отраженные в Стратегии пространственного развития РФ на период до 2030 года, предусматривающей приведение в нормативное состояние сети региональных и местных дорог в целях повышения транспортной доступности малых и средних городов, сельских территорий.
От нормативного содержания всех видов автодорог зависит не только безопасность участников дорожного движения, но и скорость, а порой и физическая возможность доставки пассажиров и грузов. Для понимания: 67,2% грузов и 58,7% пассажиров доставляется в России автомобильным транспортом. В динамике с 2007 по 2021 годы доля автомобильных дорог регионального значения, не соответствующих нормативу, уменьшилась с 55,7% до 51,8%, а доля таких дорог местного значения, наоборот, увеличилась с 35,5% до 47,2%. При этом надо учитывать, что по данным дорогам идет транспортное обслуживание 82712 населенных пунктов страны. По официальным данным Росстата, протяженность автомобильных дорог общего пользования с 2000 по 2023 годы увеличилась с 584,4 тыс. км до 1575,6 тыс. км, то есть в 2,7 раза, однако значительный скачок – на 69% – произошел в 2012 году, когда в статистику начали включать внутридворовые проезды, которые асфальтировались и ранее.
Интересно соотношение между протяженностью дорог с твердым покрытием с дорогами, такого не имеющими – в 2013 году дороги с твердым покрытием составляли 70,1%, а в 2022 году, когда строительство дорог, по словам заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина было рекордным со времен СССР, соотношение между дорогами с твердым покрытием и без такого не изменилось даже в масштабе статистической погрешности и составило те же 70,1%.
Согласно планам Росавтодора по строительству скоростных автомагистралей, в период с 2020 по 2035 годы, их протяженность должна увеличиться более чем втрое: с 5 до 17,6 тыс. км, то есть, средний темп строительства – 840 км в год. При годовых темпах реконструкции в 1,2 тыс. км абсолютно всех имеющихся в России автодорог, более половины из которых не соответствуют нормативным требованиям, и планах создания нового транспортного коридора протяженностью в 9,6 тыс. км, вызывает вопросы техническая, экономическая и финансовая обоснованность реализации этого проекта до 2030 года, ибо менее чем за 6,5 оставшихся лет провести масштабную реконструкцию почти 10 тыс. км автодороги до уровня магистрали высшей технической категории имеющимися силами и средствами невозможно. Это обуславливается не только низкими темпами строительства, но и дефицитом квалифицированных работников, занимающихся проектированием и строительством автомобильных дорог, который наблюдается более пяти лет. При этом в 2023 году спрос на дорожных рабочих и инженеров вырос в 2,2 раза, на водителей бульдозеров – в 2,4 раза, на водителей тракторов вырос – на 86%, при неизменном предложении, потому как возможности у учебных заведений для увеличения количества подготавливаемых специалистов отсутствуют.