Развитие городов идет по худшему варианту: люди живут в «человейниках» без инфраструктуры
Казань будет развиваться согласно новому генеральному плану. Документ, создающий вектор развития города на ближайшие 20 лет, утвердили депутаты гордумы.
Генеральный план – документ, безусловно, важный. Он учитывает то, как будет развиваться город: как будет строиться жилье, новые дороги. Основные претензии к нему со стороны жителей Казани касаются двух моментов, а именно вырубки зеленых насаждений и сноса частного сектора при строительстве крупных магистралей.
Очень часто новые магистрали проходят через зеленые зоны, будь то лесные посадки или естественный лес, который вошел в черту города. А для любого крупного мегаполиса, коим является Казань с населением более 1 млн человек, когда строительство предполагается вести в зеленых зонах, естественно, это вызывает вполне справедливое возмущение у жителей.
Особенная трудность заключается в том, что при разрастании город включает в себя пригородные поселки, соответственно, там появляется дорожная инфраструктура. Вот, например, сейчас в Казани идет строительство Большого казанского кольца, пронизывающего весь город. По нему пойдет скоростной трамвай. Если в Москве большое кольцо рассчитано в первую очередь на метро, то в Казани, несмотря на наличие метро, планы связаны именно со скоростной трамвайной линией. Чтобы ее провести, необходимо зайти в частный сектор. Естественно, не все жители этим довольны: для кого-то это жилье – единственное, а компенсация от государства не всегда позволяет приобрести жилье, равноценное по площади и иным запросам. Получается, что, с одной стороны, есть естественный процесс – город растет, изменяется, с другой – интересы жителей этого города (их собственность, права).
Когда обсуждался вопрос, связанный с принятием генерального плана, жители небольших пригородных поселков Казани стали добиваться того, чтобы учитывали их интересы. Все это сопровождалось митингами, пикетами, многочисленными обращениями со сбором подписей. И получилось так, что сначала городские власти вроде бы пошли им навстречу. Но если рассматривать уже принятый генплан, то становится понятно, что не все эти требования были учтены. И люди, что вполне естественно, считают себя обманутыми. В свою очередь, власти говорят, что в генплан могут вноситься корректировки. И это единственный компромиссный вариант.
Цель таких планов – видение развития города в перспективе, того, как будет вестись его расширение. Проблемы градостроительной политики характерны для любого современного города. Наблюдая за тем, как быстро на компактной территории появляются высотки, можно предположить, что будущее мегаполисов именно за таким строительством, когда все больше будет появляться жилых комплексов высотой более 25 этажей. Урбанизация, к сожалению, идет в худшем варианте: люди вынуждены жить в «человейниках» без необходимой инфраструктуры. Сужу по личному опыту: живу в 14-этажном доме, рядом строится 25-этажный жилкомплекс, уже планируется строительство 37-этажных домов.
Есть еще одна проблема современных городов: появление обособленных районов без соответствующей инфраструктуры. Например, в западной части Казани сейчас построили социальное жилье. Комплекс находится как бы отдельно от всего города, и многими этот район воспринимается как некое гетто в связи с отсутствием школ, детских садов.