Разработка новой системы оплаты труда бюджетников: полностью ликвидировать диспропорцию по регионам будет сложно
Президент России Владимир Путин утвердил список поручений по итогам послания Федеральному собранию. Всего в перечне 139 поручений, в том числе о проработке изменений налоговой системы и формировании семи новых нацпроектов. Эксперты полагают, что одними из самых ожидаемых для регионов будут задачи о списании регионам 2/3 задолженности по бюджетным кредитам и изменение системы оплаты труда бюджетников, исключающей необоснованное неравенство в зависимости от организации или региона.
Полностью ликвидировать разницу в зарплатах бюджетников по регионам вряд ли удастся, потому что сохраняются требования о выравнивании заработной платы относительно среднего по региону. У нас региональные различия очень глубокие. Часть из них носит объективный характер в связи с разной стоимостью жизни и услуг. Регионы Дальнего Востока, Крайнего Севера, территории, приравненные к ним, имеют свои коэффициенты к заработной плате. Причем три года назад было решение, что эти коэффициенты в МРОТ не входят. Поэтому на тех территориях, где есть районные коэффициенты заработной платы, они должны начисляться сверх МРОТ. Исходя из этого, разница в зарплатах, безусловно, сохранится.
В регионах, где нет специальных коэффициентов, планируется регулирование базовых окладов с учетом выравнивающих коэффициентов. Но выплата стимулирующих надбавок, связанных с оплатой за качество, во многом зависит от возможностей регионов. Проблема заключается в том, что нельзя ограничить регионы, которые имеют бюджетные возможности, формировать не только компенсационную часть, но и стимулирующую. Компенсационная же часть должна формироваться по единому принципу, потому что это компенсация за вредные, тяжелые условия труда. Стимулирование за качество – это уже возможности региона. Поэтому пока я, как эксперт, не вижу возможности выравнивания. У регионов с высокими доходами, как Москва, промышленно-развитые субъекты, больше возможностей поддерживать и стимулировать бюджетных работников. Запретить им направлять средства на стимулирование качества работы – таких планов у министерства нет. Формировать за счет федерального бюджета такие фонды тоже не предполагается. За счет федерального бюджета будет увеличен размер заработной платы.
Для городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек будут увеличены заработные платы и оплата за классное руководство для учителей. Для сельских учителей будут доплаты по программе «Земский учитель» за счет федерального бюджета. Федеральный бюджет фактически вкладывается доплатами во всех.
Поэтому полностью снять региональные различия, на мой взгляд, не представляется возможным. Часть из них носит объективный характер. Федеральный бюджет помогает выравниванию, устанавливая одинаковые льготы. Но ключевая причина связана с возможностями региональных бюджетов. Это их ответственность – формировать не только базовую, но и стимулирующую часть заработной платы, иметь возможность дополнять федеральные доплаты региональными. Такая возможность существует, к сожалению, у незначительного числа регионов.