Расширение списка кураторов: количественный вопрос с качественным значением


Сейчас не только мы, но и администрация президента, власть, СМИ сделали упор на кураторов. Они по-своему люди несчастные, не потому что плохие работники или их как-то ущемляют, а потому что эта проблема сотрудника армейского или окружного штаба, который вынужден курировать генерала. Даже тогда, когда система зарождалась в 2000-е годы и когда губернаторы были назначаемы, все равно фигура губернатора была масштабнее фигуры куратора. Были губернаторы, не буду называть, некоторые и сейчас на своих постах, которые начинали просто истерики при взаимодействии с куратором, работа была очень тяжелая. Это первая проблема.
Вторая проблема – это проблема информации. Зачастую у нас один человек курирует не один регион, поэтому возможность передвижений по регионам ограничена. Ты не можешь бросить все дела в Москве и все другие регионы, и понестись куда-нибудь, если там не случилось что-то чрезвычайное. Сейчас эта проблема решается. Именно поэтому расширяется список кураторов – чисто количественный вопрос имеет здесь качественное значение. Но когда система создавалась, был еще один механизм, кстати, лучше всего он работал именно в Приволжском федеральном округе. Это механизм главных и федеральных инспекторов, которые сидят в каждом регионе, которые имеют очень высокий статус, они действительно государственные советники Российской Федерации. Там две звездочки осталось, выше уже ничего. Но дело в том, что зачастую на эти должности в большом количестве регионов попали просто вице-губернаторы, и скорее эти люди были не контролерами, как это задумывалось, а наоборот представителями местной элиты. Исключение как раз составлял Приволжский федеральный округ.
Почему я об этом вспоминаю? Потому что сегодня Сергей Кириенко определяет всю систему региональной политики. Я думаю, свой позитивный опыт в какой-то форме он использует, я работал в его аппарате, я знаю, что в 14 регионах главный федеральный инспектор был фактически вторым или третьим человеком. При этом он обладал возможностью решать проблемы кадровые, на нем замыкались проблемы федеральных денег, а в нашей стране это почти все. И более того, Кириенко добился тогда ситуации, когда без визы главного федерального инспектора ни одно кадровое назначение федерального чиновника в регионе провести было невозможно. Система была выстроена.

Сегодня Сергей Владиленович — первый заместитель руководителя администрации президента. Не знаю, как он этот механизм реализует, но и опыт этого механизма, и люди, которые его реализовывали, сейчас рядом с ним. В какой-то форме, я думаю, что роль главных федеральных инспекторов будет меняться и возвращаться к тому механизму, который существовал при Кириенко. Если это произойдет, то многие проблемы кураторов будут сняты. Поэтому я думаю, что сейчас роль куратора будет возрастать. Возрастание роли кураторов означает увеличение количества сотрудников администрации. Сейчас в основном ставится обратная задача. Поэтому возрастания роли исключительно кураторов, наверное, будет трудно добиться, а вот создания некой системы взаимоотношений добиться можно. Я ожидаю движения именно в этом направлении.
Материал основан на выступлении автора на заседании Экспертного клуба «Регион», 29 ноября 2016 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: