Прямая линия: думская кампания, вакцинация, региональная специфика
Прежде всего отметим особый акцент в ходе прямой линии 2021 года на регионах Южного (так или иначе упоминались Краснодарский край, Ростовская, Астраханская, Волгоградская области, Крым, Адыгея), Уральского (Ханты-Мансийский округ, а также Тюменская, Свердловская и Челябинская области) и Сибирского федеральных округов (Кемеровская область, дважды были заданы вопросы из Омской области и Красноярского края). Не будем забывать, что одно из самых резонансных предложений прямой линии касалось именно Сибири: вспомним реплику президента, что в эту часть страны «надо бы переводить определенные федеральные структуры или как минимум <…> крупные наши компании и головные офисы».
На Центральный и Северо-Западный федеральные округа был сделал заметно меньший акцент, нередко оттуда поступали вопросы, не связанные с конкретными региональными проблемами (можно вспомнить, например, вопрос про российско-американские отношения из Санкт-Петербурга, про ситуацию вокруг Карабаха из Московской области, про «ваши мечты» из Брянской области или про российскую сборную по футболу — из Липецкой). Скорее всего, таким образом проявляется месседж Кремля об особом внимании к далеким от столицы территориям, причем как к регионам, представляющим потенциальные сложности для властей в рамках предвыборных кампаний (отметим упоминание Свердловской и Челябинской областей), так и к традиционно патерналистским субъектам Федерации, с такими проблемами не ассоциирующимся. В том же контексте можно отметить и внимание в рамках мероприятия к проблемам сельских территорий – многие вопросы поступили именно из таких населенных пунктов.
Предложение о том, «чтобы вице-премьеры занимались кураторством отдельных территорий», — это, скорее всего, знак внимания в первую очередь именно к экономически проблемным субъектам Федерации.
Кстати, не будем забывать, что реплика о возможности перевода в Сибирь федеральных структур и головных офисов крупных компаний была сказана президентом не в рамках отдельного блока выступления, а в ходе ответа совсем по другой теме, хотя и косвенно затрагивающей данный вопрос (по экологической ситуации в Омской области). Это еще раз подтверждает, что такое предложение – это скорее тема для обсуждения, чем руководство к конкретным действиям уже в ближайшем будущем. Впрочем, здесь можно увидеть и стремление перехватить инициативу у оппозиционных политиков, которые наверняка будут поднимать такие темы в ходе думской кампании. Стоит отметить, что фактор пандемии нередко работал на усиление региональной идентичности, а также создавал дополнительные поводы для жителей сопоставлять ситуацию в разных (прежде всего соседних) регионах. Выступление президента на нынешней прямой линии, вероятно, строилось с учетом и этого тренда.
Часть экспертов считают, что об эффективности прямой линии можно будет судить по темпам вакцинации и динамике рейтингов «Единой России» после мероприятия, но с этим можно поспорить. Все-таки как минимум часть лояльной аудитории, для которой особенно важно мнение президента, прошла вакцинацию еще в предыдущие месяцы. Кроме того, общественность может трактовать слова главы государства в зависимости от уже сложившихся взглядов: кто-то запомнит доводы президента в пользу прививок, кто-то – только фразу, что Владимир Путин обязательную вакцинацию не поддерживает. Можно предположить, что президент стремился прежде всего снизить напряженность между разными группами граждан (в том числе разными сегментами лояльной аудитории), у которых сложились противоположные взгляды на вакцинацию. Что касается рейтингов «Единой России» в ближайшее время, то не будем забывать, что широкая общественность, скорее всего, еще не воспринимает ситуацию в полной мере «в предвыборном режиме». Тем более что те же проблемы пандемии вновь серьезно «подвинули» предвыборные темы в информационной повестке. Поэтому и влияние комплиментарных по отношению к ЕР реплик президента на ее рейтинги может быть разным – как более, так и менее заметным. Для «Единой России» здесь важнее не ситуативный эффект (все равно до дня голосования далеко), а постоянное публичное внимание Путина к этой партии в течение кампании.