Пространственное развитие страны должно учитывать многообразие регионов России
Тема межбюджетных отношений должна найти отражение не только на уровне принципов распределения трансфертов, которые тоже хорошо бы где-то закрепить: не в бюджетном законодательстве, где говорится об инструментарии, механизмах, но не об идеологических основах распределения, а именно в документе целеполагания, связанном с развитием России в целом и отдельных регионов в частности.
В Стратегии пространственного развития можно было бы сказать, что межбюджетные отношения должны быть проще и понятнее для более широкой аудитории. Это во-первых. Второе. Нужно отходить в этой связи от сложных методик, которые приходится достаточно регулярно корректировать именно в силу их сложности и детализированности. Третье. Детализация целевых трансфертов, которая сейчас происходит, избыточна, нужно идти по пути консолидации отдельных видов субсидий или иных межбюджетных трансфертов с целью придания большей финансовой самостоятельности субъектам Федерации. И наконец, более общим вопросом может стать пересмотр конструкции финансовой системы. В последнее время у нас происходит галопирующий рост объемов бюджетных кредитов, выдаваемых федеральным центром регионам, что не очень понятно укладывается в логику общих вопросов регионального развития.
Еще один важный момент: необходимо заложить принципы сочетания подходов– территориального и отраслевого. В целом в системе госуправления складывается отраслевой диктат, когда ведомства определяют, как и что развивать, и находят ответ на вопрос, где и как это делать. Но есть определенные случаи, когда пространственный подход должен быть главенствующим. Мы это интуитивно понимаем, но формального закрепления в какой-то общей конструкции пока не существует. Это, например, развитие геостратегически важных территорий: Дальнего Востока, Арктической зоны, новых регионов и других. Должна быть поддержка и локальных участков развития – это территории с преференциальными режимами или федеральные территории.
Еще одно направление – уникальная государственная программа комплексного развития сельских территорий, которые тоже строятся по территориально ориентированному принципу, а не отраслевому. Это очень важно.
И наконец, куда вписать и как развивать агломерации. Я согласен, что без комплексного взгляда на такой трудно уловимый объект, как агломерации, значимого эффекта мы можем не получить.
Пространственное развитие должно свидетельствовать как раз о том, о чем говорит выставка, где мы сегодня собрались: богатство России, мне кажется, складывается из ее многообразия. Это многообразие и должно стать предметом урегулирования пространственного развития, которое может быть заложено в новых документах.
Из выступления на экспертной сессии, организованной Агентством политических и экономических коммуникаций во взаимодействии с дирекцией Выставки достижений «Россия».