Пропорции распределения налога на добычу полезных ископаемых общего вида – политический компромисс
Власти Забайкальского края предложили внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, чтобы скорректировать порядок распределения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), увеличив долю отчислений в бюджеты субъектов с 17 до 60%. Законодательную инициативу губернатора Александра Осипова поддержали депутаты Заксобрания края на заседании комитета по бюджетной и налоговой политике. Теперь ее рассмотрят на заседании парламента края, сообщает ТАСС.
Налог на добычу полезных ископаемых – это особый налог в российской системе налогообложения. Существует три его вида, принципиально отличающихся друг от друга. НДПИ на нефтегазовые ресурсы, на добычу алмазов и на общераспространенные виды полезных ископаемых. У НДПИ на нефтегазовые полезные ископаемые централизация поступления налога, рассчитываемая от объема добычи данного вида продукции, должна быть высокой, поскольку распространение этих полезных ископаемых крайне неравномерно по стране – выгоды, которые должны получать граждане от наличия такого ресурса, должны сосредотачиваться не на определенной территории, а на территории всей страны. В противном случае мы получим ситуацию с внутренними клондайками, которые будут отрываться в своем богатстве от других территорий страны. Сложнее вопрос с налогом на добычу полезных ископаемых общего вида. Здесь расщепление должно быть в значительной степени ориентировано на региональные бюджеты, но сами пропорции такого расщепления – это, безусловно, политический компромисс, который достигается в результате дискуссий, связанных с системой налогообложения.
Забайкальский край, обладающий большим количеством полезных ископаемых и перспективных месторождений, заинтересован в повышении отчислений по данному налогу в региональный бюджет, поэтому инициатива данного субъекта Федерации вполне логична.
Когда складывается дефицит бюджетной системы страны в целом, который сохраняется на протяжении нескольких лет, органы власти должны искать новые, дополнительные источники дохода. Законодательство было существенно изменено: в следующем году происходит полноценный возврат к прогрессивной шкале налогообложений по НДФЛ, меняется базовая ставка по налогу на прибыль организаций, происходят корректировки налогового законодательства по целому ряду других вопросов. Многие высказывают некоторое неудовлетворение тем, что при таком повышении налогообложения региональные бюджеты не сильно выигрывают от введенных инициатив. Например, решение по НДФЛ и налогу на прибыль переориентировано в сторону федерального бюджета, хотя именно эти два вида налоговых доходов являются основными для формирования доходной части региональных бюджетов. Так что инициатива по перераспределению части доходов в пользу региональных бюджетов кажется оправданной. Состояние региональных бюджетов пока позитивное, но существуют высокие риски, что с замедлением роста заработных плат и снижением прибыльности региональные бюджеты могут столкнутся с трудностями по наращиванию доходной базы своих бюджетов, поэтому какое-либо перераспределение кажется логичным.
В то же время мы понимаем, что задача консолидации доходов в составе федерального бюджета первостепенна. Насколько политики будут готовы к каким-то инициативам, направленным в пользу региональных бюджетов, я сказать не берусь.