Профилактикой фиктивных разводов ради соцвыплат могло бы стать расширение мер поддержки официально зарегистрированных семей
Социологи фиксируют рост в некоторых российских регионах числа фиктивных разводов, а также числа отказов от заключения официального брака ради получения социальных пособий, в том числе и фиктивными матерями-одиночками.
Публикации в СМИ последних лет действительно говорят о распространении практики фиктивных разводов и отказа от официального бракосочетания ради получения социальных пособий в различных регионах России.
В Рязанской области еще пять лет назад было выявлено организованное преступное сообщество, занимавшееся оформлением фиктивных браков для мигрантов. Участники схемы помогали иностранным гражданам получать разрешение на временное проживание через заключение браков с местными жителями.
Курская область столкнулась с другой разновидностью мошенничества: в 2023 году здесь зафиксированы многочисленные случаи, когда пары сознательно отказывались от официальной регистрации брачных отношений, чтобы один из родителей мог получить статус одинокого и претендовать на повышенные социальные выплаты. Местные органы социальной защиты в ответ усилили проверочные мероприятия, начав требовать документального подтверждения фактического проживания ребенка с обоими родителями.
Москва стала местом громкого скандала в 2021 году, когда правоохранительные органы разоблачили преступную группу, организовавшую заключение браков между российскими гражданками и выходцами из стран Средней Азии за денежное вознаграждение. Расследование показало, что стоимость такой услуги варьировалась от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Организаторы схемы были осуждены по ст. 322.1 Уголовного кодекса РФ.
Аналогичный случай был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 2022 году, где суд признал недействительными 12 браков с иностранными гражданами после того, как женщины-участницы признались в получении денег за фиктивное замужество.
И это только часть примеров. Их, конечно, гораздо больше.
В действующем законодательстве есть пробелы, позволяющие злоупотреблять социальными выплатами. Уголовная ответственность предусмотрена только за фиктивные браки, заключаемые с мигрантами, тогда как аналогичные схемы с разводами ради получения пособий остаются порой безнаказанными. Необходима разработка новых правовых механизмов, включая введение уголовной ответственности за фиктивные разводы по аналогии со ст. 159 УК РФ. Важным шагом могло бы стать создание автоматизированной системы проверки доходов семьи через ФНС и Пенсионный фонд при назначении социальных выплат, что позволило бы выявлять случаи сокрытия реальных алиментов или неофициальных доходов.
Другим перспективным направлением является установление ограничений на повторное получение статуса одинокого родителя в течение определенного периода после его аннулирования. В настоящее время законодательство позволяет многократно менять семейный статус, что создает возможности для злоупотреблений.
Нужно усиливать межведомственное взаимодействие в части организации автоматического обмена данными между органами ЗАГС и МВД. Это позволит быстро находить случаи, когда разведенные пары продолжают вести совместное хозяйство, но при этом получают выплаты, предназначенные для неполных семей.
Экономические стимулы могли бы стать действенным инструментом профилактики подобных нарушений. Так что надо расширять существующие меры поддержки официально зарегистрированных семей, такие как увеличенные налоговые вычеты или льготные условия кредитования.
Опыт отдельных регионов, где есть разные программы поддержки молодых семей, показывает, что такие меры действительно помогают снизить число фиктивных разводов и отказов от официального брака.
Также решением может быть введение комплексной оценки доходов семьи, включая неофициальные источники, плюс учет фактического проживания ребенка с обоими родителями, даже если они юридически не состоят в браке. И последняя мера также поможет в случаях, когда один из родителей злоупотребляет своим статусом, не давая другому супругу видеться с детьми.