Проблемы региональных дорог: почему субъекты не справляются с их содержанием
Регионам в ближайшее время необходимо разработать и принять программы развития дорожных сетей. Об этом президент РФ Владимир Путин заявил на заседании Государственного совета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения. Глава государства подчеркнул, что проекты должны быть рассчитаны как минимум до 2024 года и содержать реалистичные, а не декларативные планы, сообщает РИА Новости.
Качество дорог, в частности, в Саратовской области оставляет желать лучшего, и причин тому достаточно много. Во-первых, регион довольно большой, здесь одна из самых больших в европейской части России протяженность автомобильных дорог. Понятно, что содержать такой объем достаточно сложно. Последние годы ведется работа по передаче ряда дорог на федеральный уровень, и теперь они эксплуатируются Росавтодором и приводятся в нормативное состояние. Дело в том, что у нас многие дороги, кроме трассы Балашов – Саратов, были региональными, хотя некоторые из них с полным основанием можно назвать федеральными. Перевод части региональных дорог на федеральный уровень, конечно, позволил региону сэкономить достаточно большие деньги, но, учитывая огромную протяженность автодорог, оперативно решить вопрос с дорожным ремонтом не представляется возможным и в связи с нехваткой техники, и по причине отсутствия должного финансирования.
Я много путешествую по соседним регионам и вижу недостатки, поэтому претензий к дорожникам действительно много, они относятся в том числе к организации безопасности движения. В частности, есть претензии к оформлению обочин дорог, отбойников, к установке дорожных знаков. Так, в Саратовской области делают акцент на саму дорогу, а такие важные элементы, как разметка, обочины, дорожные знаки, которые иногда расставлены не в интересах автомобилистов, а в интересах правоохранительных органов, страдают. Стоит переехать в соседние регионы (в Волгоградскую, Ростовскую, Пензенскую области) – и сразу видишь отличия.
Надо отметить, что в Саратовской области отсутствует собственная качественная сырьевая база. Получается, что дорожники нередко используют не привозной качественный гранитный щебень, а саратовский. В результате через довольно короткое время дороги разрушаются. Плюс погодные условия, которые, конечно, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Допустим, в Саратове в этом году была аномальная зима – снега было очень много, но нормальная саратовская зима – это около 0 °C, с перепадами в одну и другую сторону. И получается, что разрушение дорог в зимне-весенний период очень высокое. В этом отношении Саратов находится в довольно сложной климатической зоне. И здесь, наверное, нужен еще больший общественный контроль за качеством материалов, которые используются при ремонте покрытия. Общественники не раз замечали, что при ремонте, например, внутридворовых территорий подрядчики используют щебень не той крепости фракций. То есть подрядчики, пытаясь всячески сэкономить, используют недостаточно качественный материал. И здесь нужен и общественный контроль, и контроль со стороны правоохранительных органов.
Также в Саратове нет отделения Росавтодора, дороги здесь делают отделения воронежского Росавтодора и других соседних регионов. То есть повлиять непосредственно на то, в каком состоянии находятся федеральные трассы, напрямую регион не может, только через руководство соседних регионов, через отношения руководства с Москвой и так далее.
Весь этот комплекс причин, который существует уже давно, и породил то, что дороги в Саратовской области низкого качество. Несмотря на то что даже в течение прошлого и позапрошлого годов по линии прежде приоритетного проекта, а теперь национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Саратов по объему ремонта дорог выходит на одно из первых мест, то, что необходимо и предстоит сделать, еще слишком велико, поэтому привести в нормативное состояние дороги быстро не получится. Но, безусловно, есть определенные подвижки – если раньше проблему замалчивали, то сегодня о ней говорят достаточно много. Губернатор также признает эту проблему и пытается всячески на нее воздействовать, в том числе и сам контролирует состояние дорог.