Проблемы и ухищрения: почему реальные зарплаты существенно ниже средних показателей
Президент РФ Владимир Путин обвинил чиновников в подгонке показателей зарплат в социальной сфере, сообщает «Коммерсантъ».
Средний показатель по зарплате, как известно, напоминает среднюю температуру по больнице. Он никак не отражает реальную дифференциацию оплаты труда в организациях. Истинное положение дел во многом определяется тем, как на самом деле распределяются зарплаты в коллективе. Одно дело, когда у львиной доли сотрудников зарплата существенно ниже средней, но этот средний показатель получается как раз за счет небольшого числа человек, которые получают очень высокую зарплату. Другое дело, когда у всех сотрудников зарплата более-менее приближена к среднему показателю. Формально этот средний показатель может быть одинаков для двух организаций, но внутри ситуация для каждого отдельного сотрудника выглядит очень по-разному. Хотя разные сотрудники на самом деле могут очень по-разному работать.
Кроме того, здесь неизменно встает вопрос достаточности финансирования системы образования и здравоохранения, где прежде всего заняты бюджетники. Понятно, что на практике в два раза фонд оплаты труда вдруг не увеличивается. И понятно, что есть бюджетные организации, которые не получают тот объем средств, который им необходим для того, чтобы повысить зарплату в два раза. Тогда этим организациям, чтобы достичь показателей, приходится идти на разные ухищрения – это как раз те самые истории про полставки и тому подобное. Формально все сходится. На самом деле другой занятости у людей нет, а зарплата составляет ровно столько, сколько они получают, поэтому неизменно встает вопрос, откуда брать деньги.
Конечно, замечательно, если в государстве их достаточно и они тратятся на бюджетную сферу – образование и здравоохранение. Если этого не происходит, возникает вопрос: они тратятся на что-то другое, на что могли бы не тратиться? Значит, надо разбираться со структурой расходов и перераспределять средства между статьями. Если денег в принципе нет в стране, они не поступают в бюджет в форме налогов, а все расходы эффективны, тогда стоит думать о том, как зарабатывать.
В случае с зарплатами ученых обсуждается другой аспект: как должна соотноситься минимально гарантированная часть зарплаты, за которую люди выполняют госзаказ, и грантовая часть. Именно этот момент и обсуждался на заседании президентского совета. Человек сказал: «у меня была зарплата, но не было гранта, то есть дополнительной прибавки». Понятно, что специалисты не хотят в столь высокой степени зависеть от грантов. Они хотят иметь гарантированную зарплату, за которую будут выполнять госзадание. Это разумно и вполне оправданно. Если у какой-то части специалистов в организации очень много грантов, то дальше неизбежно возникает вопрос, успевают ли они действительно качественно все выполнять. Как человек, работающий в этой сфере, я отлично знаю: плохо, когда мало грантов, потому что нет денег. Но немногим лучше, когда грантов много. Тогда уже возникают серьезные вопросы со временем, которое надо выкроить на реализацию проектов. При этом отказаться от подачи заявок на большое число грантов ученые просто не могут, потому что никогда не знают, какие конкурсы смогут выиграть. Ну а если не выиграют, минимально приемлемой зарплаты не будет. К сожалению, от обсуждения этой проблемы пока всячески уходят.