Проблема российской политической системы – отсутствие сильных региональных отделений партий


В пяти регионах, где в сентябре в единый день голосования состоятся выборы губернатора, парламентская оппозиция не станет выставлять своих кандидатов, пишет «Коммерсантъ». В частности, ЛДПР откажется от участия в выборах в Брянской и Еврейской автономной областях, «Справедливая Россия» – в Республике Коми, КПРФ – в Архангельской области и Татарстане. При этом в трех регионах (Брянская и Архангельская область, а также Республика Коми) парламентская оппозиция получит по кандидату в Совет Федерации.

Здесь может быть несколько причин. Во-первых, трезвая оценка партиями своих сил, что естественно. Известно, что выборы – это недешевое мероприятие; юридически выборы у нас обставлены так, что попасть в кандидаты очень непросто: нужно пройти муниципальный фильтр, поэтому часть желающих отсеивается. Но по большому счету процедура выдвижения кандидата на губернаторские посты в России – это чистая профанация. Кто власти нужен, тот и проходит. А то, что происходят такие вещи, как, например, в позапрошлом году во Владимирской области или в Хабаровском крае, когда спойлеры занимают на выборах первые места, говорит о том, как на самом деле настроено население по отношению к некоторым губернаторам и вообще к российской власти. А вот это вещь уже очень серьезная. Профанацией партийной политической системы какое-то время можно заниматься, но последствия будут не самые радостные. История с Фургалом как раз свидетельствует о порочности нынешней системы выдвижения кандидатов в губернаторы.

Я вполне допускаю, что, например, в Еврейской автономной области у ЛДПР могло не найтись кандидатов, которые были бы способны пройти муниципальный фильтр. Потому что ЛДПР – это, в общем-то, не партия, а Владимир Вольфович Жириновский: если нет его, то нет и ЛДПР. И сейчас Жириновский в истории с Фургалом оказался буквально вымазан в грязи с ног до головы. Вообще-то Жириновский – это продукт властной системы. Возьмем, к примеру, предложение по многодневному голосованию: Жириновский кричал, что против, а когда дошло дело до голосования, то он оказался самым лучшим голосовальщиком.

Поэтому я бы не стал его рассматривать как самостоятельного игрока. Как очень договороспособного человека – да, как человека, который выжимает из своей партии все что можно, – да. А вот сказать, что это какая-то реально сильная оппозиция власти – ни в коем случае. Это такой электоральный «сливной бачок» части протестного электората. В этом качестве он вполне устраивает власть, и ему прощают за это некоторые вольности. Но, когда нужно, с ним всегда договариваются: и по голосованию по бюджету, и по голосованию за изменение избирательного законодательства – он всегда за.

Никто не говорил, что у нас идеальная партийная структура, что у нас везде сильны региональные партийные организации. На самом деле у нас в регионах практически у всех партий, за исключением «Единой России», организации в основном слабые. Где-то эти организации давно «спелись» с властью, так же как КПРФ в Ростовской области; где-то, как в свое время в Кемеровской области и Татарстане, власть просто «раздавила» коммунистов; где-то, как в Волгоградской области, в руководстве регионального отделения КПРФ сидят люди, которые неспособны руководить.

Что касается «Справедливой России», то там вообще беда с руководством, как, впрочем, и со всей партией. Если бы во всех субъектах были сильные региональные отделения политических партий (хотя бы основных трех-четырех), то тогда бы и вопросов не было. Партии реально участвовали бы в муниципальных выборах, у них были бы муниципальные депутаты, не было бы проблем с фильтрами. Но этого нет.

Я довольно скептически отношусь к Совету Федерации. Это неизбираемый орган, механизм которого был прописан еще Ельциным. Номенклатурная власть рождает номенклатурные органы. Сегодня верхняя палата парламента превратилась в своего рода номенклатурный отстойник, куда люди попадают по тем или иным причинам. Один из вариантов – когда губернатор хочет избавиться от потенциального конкурента (как правило, это кто-то из законодательного собрания, тот, кто проявляет себя в активной работе). Это банальный аппаратный ход – отправить на повышение, но в сторону.  Поэтому говорить о том, что там хоть как-то можно реализовать накопленный политический капитал, нельзя ни в коей мере. Это просто машина для голосования. Туда попадают люди, в лояльности которых верховная власть вполне уверена.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: