Проблема общественного транспорта Ульяновской области – финансирование по остаточному принципу

Транспортная сфера Ульяновской области испытывает серьезный дефицит финансирования. Так, на перевозку пассажиров общественным автотранспортом в 2026 году заложено 95,3 млн рублей при потребности 197 млн. На обновление подвижного состава АО ПАТП предусмотрено 192 млн рублей, их хватит на закупку 10 автобусов. Между тем, согласно указу президента России, к 2030 году доля подвижного состава с нормативными сроками эксплуатации в автопарке должна составлять 85%. Чтобы выйти на этот показатель, необходимо закупать не менее 75 автобусов ежегодно.
Состояние транспортной сферы в Ульяновской области – это не уникальная ситуация. Сложности есть во всех регионах. В первую очередь потому, что мы так и не сформулировали логику транспортной реформы: к чему мы стремимся, чего хотим достичь, а в результате дошли до логики просто обновления парков. В выигрышной ситуации находится тот, кто умудрился без больших долгов максимально обновиться, создать определенный запас прочности, при котором он может существовать.
В Ульяновске, с одной стороны, нет больших долговых обязательств. Учитывая, что власти неплохо попытались разогнать систему, она требует денег для обслуживания, а их просто нет либо их посчитали нужным выделить на более важные сферы. Ситуация в Ульяновской области далеко не самая хорошая, она сложная, но у региона еще есть определенный потенциал, на котором какое-то время можно продержаться.
Сегодня у многих регионов дефицитные бюджеты, к сожалению, именно транспорт финансируется по остаточному принципу. Исключения – Пермь, Новокузнецк, Москва, Санкт-Петербург. Полагаю, что даже при негативном сценарии года два-три транспортная система в Ульяновской области будет работать. Вопрос – в каком именно она будет состоянии. Но у нас нет сегодня критериев оценки качества транспорта, в основном мы опираемся на то, что в одном городе больше жалоб на транспорт, в другом – меньше, где-то больше новых трамваев, где-то – меньше. Единственный критерий, по которому прокуратура может провести проверку, – поостановочное расписание. Предполагаю, что после выборов возможен рост цен на транспортные услуги.
Пока понимания, каким может быть рациональное решение проблемы, ни у кого, к сожалению, нет. У подавляющего количества регионов задача в транспортной сфере одна – просто сохранить текущее состояние. В психологии есть четыре стадии: гнев, отрицание, смирение, принятие. Сегодня пассажиры городов находятся в состоянии смирения, у которого есть определенный коридор. Если качество транспортных услуг станет снижаться в пределах этого коридора, будут периодически возникать вялые всплески негатива. Если больше половины транспорта встанет, тогда сделают виноватым перевозчика. На какой-то период люди опять войдут в состояние смирения: они будут пользоваться личными авто, такси, появятся серые такси и маршрутки. Рынок сможет сам урегулироваться. В Ульяновской области власти это понимают, даже выстроен определенный диалог с частниками.
