При подготовке к выборам в Госдуму партиям важно учитывать проблемы и потребности регионов


Для ре­ги­о­нов пе­ред вы­бо­ра­ми в Гос­ду­му в 2026 году уста­нов­ле­ны пред­ва­ри­тель­ные це­ле­вые по­ка­за­те­ли – от 55% го­ло­сов за «Еди­ную Рос­сию» при явке не ме­нее 55%, со­об­ща­ют СМИ по ито­гам се­ми­на­ра для вице-гу­бер­на­то­ров в Ма­стер­ской управ­ле­ния «Се­неж».

По­ка­за­те­ли «Еди­ной Рос­сии» на уровне 55% го­ло­сов при 55% явки – это до­сти­жи­мая за­да­ча, осо­бен­но учи­ты­вая спе­ци­фи­ку те­ку­щей си­ту­а­ции: об­ще­па­три­о­ти­че­ские подъ­емы, кон­со­ли­да­ция во­круг вла­сти. Если СВО бу­дет бла­го­по­луч­но за­вер­ше­на либо бу­дет про­хо­дить в по­зи­тив­ном клю­че и не при­но­сить чрез­мер­ных по­терь и раз­ру­ше­ний, то под­держ­ка бу­дет со­хра­нять­ся.

Кро­ме того, про­бле­мы ис­пы­ты­ва­ют КПРФ и СРЗП, в ко­то­рых про­ис­хо­дит весь­ма су­ще­ствен­ное и за­мет­ное ста­ре­ние ру­ко­вод­ства и нет идео­ло­ги­че­ско­го об­нов­ле­ния. Если они не смо­гут сде­лать из это­го адек­ват­ные вы­во­ды и пред­ло­же­ния для сво­их из­би­ра­те­лей, то мо­гут по­те­рять часть элек­то­ра­та. Для СРЗП это во­об­ще фа­таль­но, по­сколь­ку она ба­лан­си­ру­ет на гра­ни непро­хож­де­ния в пар­ла­мент – это мо­жет дать до­пол­ни­тель­ные го­ло­са ЕР. Это про­бле­ма, ко­то­рую осо­зна­ют КПРФ и СРЗП и либо при­ни­ма­ют ре­ше­ния, либо нет. На­при­мер, ко­гда был осу­ществ­лен пе­ре­ход к про­пор­ци­о­наль­ной си­сте­ме вы­бо­ров, ЕР пол­но­стью пе­ре­фор­ма­ти­ро­ва­ла свои идео­ло­ги­че­ские мат­ри­цы, со­зда­ла не толь­ко Стра­те­гию-2020, но и про­грам­му «План Пу­ти­на»: для каж­до­го ре­ги­о­на были про­пи­са­ны со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские за­да­чи, до­стиг­ну­тые впо­след­ствии.

Что ка­са­ет­ся пла­но­вых по­ка­за­те­лей в ре­ги­о­нах, то есть тра­ди­ци­он­ные ад­ми­ни­стра­тив­но го­ло­су­ю­щие субъ­ек­ты — это рес­пуб­ли­ки Се­вер­но­го Кав­ка­за, неко­то­рые рес­пуб­ли­ки По­вол­жья и так да­лее. Там, ско­рее все­го, па­ра­мет­ры бу­дут за­вы­ше­ны. Есть тер­ри­то­рии с бо­лее ли­бе­раль­ным на­се­ле­ни­ем, на­при­мер Яро­слав­ская об­ласть, се­вер­ные ре­ги­о­ны, Во­ло­год­ская и Ар­хан­гель­ская об­ла­сти, ко­то­рые тоже ино­гда по­ка­зы­ва­ют до­ста­точ­но вы­со­кий про­цент под­держ­ки ЕР. В ДНР, ЛНР, Кур­ской, Ли­пец­кой, Брян­ской об­ла­стях, в Кры­му мо­гут быть го­ло­во­кру­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты, если СВО по­зи­тив­но за­кон­чит­ся, и неко­то­рые про­бле­мы, если об­стре­лы и тер­ро­ри­сти­че­ские ак­ции про­дол­жат­ся. Тра­ди­ци­он­но были про­бле­мы в При­мо­рье, Ха­ба­ров­ском крае (пока не по­явил­ся но­вый гу­бер­на­тор, но эти про­бле­мы мо­гут вер­нуть­ся). Гла­вы ре­ги­о­нов чаще иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся в со­зна­нии на­ро­да с «Еди­ной Рос­си­ей». Неудач­ные вы­ска­зы­ва­ния, дей­ствия, непо­до­ба­ю­щее пре­не­бре­же­ние мо­гут по­вли­ять на ре­зуль­та­ты.

Для пар­тий непар­ла­мент­ско­го спис­ка 2025 год по­след­ний, ко­гда они мо­гут по­лу­чить воз­мож­ность вы­дви­гать кан­ди­да­тов без сбо­ра под­пи­сей. Для это­го им нуж­но по­бе­дить как ми­ни­мум в од­ном ре­ги­оне по про­пор­ци­о­наль­ной си­сте­ме вы­бо­ров – на­брать бо­лее пя­ти­про­цент­но­го или се­ми­про­цент­но­го по­ро­га в за­ви­си­мо­сти от ре­ги­о­наль­но­го за­ко­но­да­тель­ства. В этом слу­чае ко­ли­че­ство со­ис­ка­те­лей мо­жет уве­ли­чить­ся. Так, 2025 год по­ка­жет, ка­кие из пар­тий смо­гут за­прыг­нуть в ка­кой-то из ре­ги­о­наль­ных пар­ла­мен­тов и обес­пе­чить себе от­но­си­тель­но сво­бод­ное про­хож­де­ние на стар­то­вом эта­пе вы­дви­же­ния в Гос­ду­му. Кро­ме того, необ­хо­ди­мо учи­ты­вать про­бле­мы КПРФ и СРЗП: по­зи­ция пре­ем­ни­ка бу­дет до­сти­гать­ся в до­ста­точ­но се­рьез­ном внут­ри­пар­тий­ном кон­флик­те. Даже если ад­ми­ни­стра­ция пре­зи­ден­та по­ста­ра­ет­ся ми­ни­ми­зи­ро­вать всплес­ки энер­гии, все рав­но ка­кие-то внут­ри­пар­тий­ные кон­флик­ты бу­дут. Это мо­жет как уси­лить пар­тию, так и осла­бить ее.

От­но­си­тель­но ос­нов­ных тем кам­па­нии сто­ит от­ме­тить, что часть про­блем за­ви­сит от того, на­сколь­ко тема СВО бу­дет ак­ту­аль­на в тот мо­мент. Ак­ту­аль­ность тем в 2026 году за­ви­сит пре­жде все­го от того, удаст­ся ли За­па­ду на­не­сти урон на­шей эко­но­ми­ке и со­ци­аль­ной сфе­ре. Пока это не уда­ва­лось, несмот­ря на до­ста­точ­но жест­кие санк­ции. Вто­рой во­прос – СВО, ко­то­рая либо про­дол­жа­ет­ся в го­ря­чей фазе, либо за­вер­ша­ет­ся, либо за­ви­са­ет в про­ме­жу­точ­ной фазе. Те­ма­ти­ка вы­бо­ров за­ви­сит и от того, со­вер­шит наша эко­но­ми­ка тех­но­ло­ги­че­ский ры­вок за счет от­ка­за от им­пор­та или, на­о­бо­рот, не спра­вит­ся с тех­но­ло­ги­че­ски­ми за­да­ча­ми.

Так как кам­па­ния фе­де­раль­ная, ос­нов­ную роль бу­дет иг­рать фе­де­раль­ный центр. Но важ­но учи­ты­вать про­бле­мы и по­треб­но­сти ре­ги­о­нов. На­при­мер, про­грам­ма «План Пу­ти­на» была не толь­ко фе­де­раль­ной про­грам­мой – она была со­зда­на для каж­до­го из окру­гов. Люди по­ни­ма­ли, что от­кры­ва­ют­ся не аб­стракт­ные рос­сий­ские по­ка­за­те­ли и воз­мож­но­сти, а ло­каль­ные, ре­ги­о­наль­ные. Это до­ста­точ­но мо­би­ли­зу­ю­ще дей­ству­ет на из­би­ра­те­лей.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: