При НДФЛ 15% с годового дохода в размере 1 млн рублей бюджеты многих регионов выиграют, но это удар по среднему классу


Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что внести в законодательство изменения о прогрессивной шкале налогообложения нижняя палата парламента может уже в весеннюю сессию. В разговоре с «Ъ FM» депутат пояснил, что повышенную ставку НДФЛ в размере 15% стоит применять, начиная с годового дохода 1 млн рублей, при доходе 3 млн рублей – 17%, при доходе свыше 5 млн рублей – 20%. Сейчас базовая ставка НДФЛ – 13%. Если годовой доход гражданина более 5 млн рублей, то превышающая порог сумма облагается по ставке 15%.

Насколько это решение (введение прогрессивной шкалы при налогообложении физлиц. – РК) может усилить региональные, местные бюджеты, сейчас сказать сложно, потому что многое пока непонятно. Ставка 13% вычитается в региональные бюджеты, а ставка 15% идет в федеральные и тратится целевым образом на финансирование лечения детских заболеваний сложного характера.

Разница не слишком значительная, потому что было 6,5 трлн рублей НДФЛ за прошлый год, из них федеральный бюджет получил где-то меньше 200 млрд, поэтому большая часть налога идет в бюджет регионов. Дальше можно только предполагать, что любое повышение НДФЛ приведет к укрупнению доходной базы для бюджетов регионов, но весь вопрос в том, какая будет шкала.

Здесь пока много неясности, этот вопрос обсуждается. Целиком этот налог будет оставаться исключительно в ведении регионов или же какая-то часть, целевым образом окрашенная, пойдет на конкретные цели в федеральный бюджет по образцу того, что сейчас делается с 15%.

Важна также сегодняшняя динамика заработных плат и располагаемых доходов по регионам: где, у кого, какое население. Если ставка будет самая максимальная, больше пользы это принесет регионам-донорам – прежде всего нефтегазу, поэтому здесь все еще впереди. Надо внимательно смотреть, как в этой структуре прогрессивного подоходного налога, которая, возможно, будет принята, станет распределяться дополнительная нагрузка по регионам. Здесь кто-то может оказаться в очень выигрышном положении, а кто-то – в худшем. Видимо, будут предложены меры определенного выравнивания этого дисбаланса. Пока очевидности нет, есть понимание рисков.

При ставке 15% как минимальной с годовых доходов в размере 1 млн рублей многие регионы получат какой-то выигрыш, но дальше возникает вопрос, что это серьезный удар по среднему классу. Это и ограничивает сразу принцип потенциального роста. Это все надо считать уже сегодня. Кроме того, есть риск, что придется увеличивать социальные трансферты населению при таком повышенном налогообложении. Тогда выигрыш становится нулевым. У людей забрали налоги, потом целевым образом средства начинают раздавать. С точки зрения реальных объемов бюджета, динамики бюджетного дефицита или профицита здесь особого влияния может и не случиться. В лучшем случае окажется нейтральный результат.

Пока ситуация абсолютно не ясна, есть разные точки зрения, но существует некое понимание рисков. Необходимо все просчитать и выстроить схемы управления этими рисками. Понятно, что огромное количество программ до 2030-го потребуют весьма серьезного государственного финансирования, поэтому, конечно же, к середине этого года мы подойдем к развилке, когда либо сильно сократим наши расходы на оборону, либо все-таки повысим налоги. Скорее всего, нам придется повышать налоги в силу того, что пока геополитическая напряженность снижаться как-то серьезно не собирается. А раз так, то надо смотреть на эффекты неравномерного распределения и возможных результатов. Мы можем получить риск усиления неравномерности финансовой обеспеченности регионов, чтобы его сгладить, это нужно считать. От этого, собственно, во многом и будет зависеть та прогрессия, которая будет предложена: сколько этих ступеней, какие именно ставки, какая максимальная, какая минимальная. Это только начало большой работы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: