При формировании бюджетов регионы сталкиваются с тремя серьезными вызовами
Профицит бюджета регионов России в настоящее время превышает триллион рублей. Соответствующее заявление в ходе выступления в Совете Федерации сделал министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, ситуация с региональными бюджетами в этом году является стабильной. Профицит наблюдается в 59 регионах России.
Первое, что бросается в глаза – удивительный парадокс: при росте налоговых поступлений на 20% регионы вынуждены делать паузу в реализации новых проектов. И это не случайно. Это демонстрация того, что количественный рост не переходит в качественное развитие.
Разберем механику происходящего. С одной стороны, действительно впечатляющий рост доходов – за 10 месяцев в бюджетную систему поступило почти 46 трлн рублей. Однако структура этих поступлений вызывает вопросы. Значительная часть прироста обеспечена не развитием производства или созданием добавленной стоимости, а ростом НДФЛ из-за увеличения ставки налога, роста зарплат в оборонном секторе и индексации окладов бюджетников.
При этом регионы сталкиваются с тремя серьезными вызовами.
Первый – это запредельная стоимость коммерческих кредитов при ключевой ставке 21%. Банковские займы становятся практически недоступными не только для бизнеса и физических лиц, но и для регионов. Как следствие – растет зависимость от федерального центра и бюджетных кредитов.
Второй вызов – необходимость поддержки новых территорий. Это многие миллиарды и миллиарды рублей. Долгосрочные, условно говоря, «инвестиции» с отложенной отдачей.
Третий – сокращение межбюджетных трансфертов на 10% в 2025 году. Безвозмездные перечисления составят 3,26 трлн. рублей – существенно меньше, чем годом ранее.
Отдельного внимания заслуживает так называемая «социальная ориентированность» бюджетов. Мы имеем дело не с инвестициями в человеческий капитал, а с простым обеспечением текущих обязательств по зарплатам и пособиям. При этом расходы на здравоохранение и образование растут медленнее инфляции, что фактически означает их сокращение в реальном выражении.
Показательно, что власти ищут дополнительные источники пополнения бюджета через приватизацию (планируется получить более 100 млрд. рублей) и повышение налогов для бизнеса. Однако в условиях высоких ставок и общей экономической неопределенности эффективность этих мер вызывает сомнения.
Таким образом, несмотря на внешне благополучную картину роста доходов, региональные бюджеты в 2025 году будут балансировать между необходимостью выполнения социальных обязательств и острой потребностью в развитии. И этот баланс, похоже, все больше смещается в сторону простого поддержания текущего функционирования в ущерб стратегическим проектам развития. А общей тенденцией становится все большая зависимость регионов от центра, которая, учитывая темпы огосударствления экономики, очень скоро может стать практически абсолютной.