При формировании бюджетов регионы сталкиваются с тремя серьезными вызовами


Профицит бюджета регионов России в настоящее время превышает триллион рублей. Соответствующее заявление в ходе выступления в Совете Федерации сделал министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, ситуация с региональными бюджетами в этом году является стабильной. Профицит наблюдается в 59 регионах России.

Первое, что бросается в глаза – удивительный парадокс: при росте налоговых поступлений на 20% регионы вынуждены делать паузу в реализации новых проектов. И это не случайно. Это демонстрация того, что количественный рост не переходит в качественное развитие.

Разберем механику происходящего. С одной стороны, действительно впечатляющий рост доходов – за 10 месяцев в бюджетную систему поступило почти 46 трлн рублей. Однако структура этих поступлений вызывает вопросы. Значительная часть прироста обеспечена не развитием производства или созданием добавленной стоимости, а ростом НДФЛ из-за увеличения ставки налога, роста зарплат в оборонном секторе и индексации окладов бюджетников.

При этом регионы сталкиваются с тремя серьезными вызовами.

Первый – это запредельная стоимость коммерческих кредитов при ключевой ставке 21%. Банковские займы становятся практически недоступными не только для бизнеса и физических лиц, но и для регионов. Как следствие – растет зависимость от федерального центра и бюджетных кредитов.

Второй вызов – необходимость поддержки новых территорий. Это многие миллиарды и миллиарды рублей.  Долгосрочные, условно говоря, «инвестиции» с отложенной отдачей.

Третий – сокращение межбюджетных трансфертов на 10% в 2025 году. Безвозмездные перечисления составят 3,26 трлн. рублей – существенно меньше, чем годом ранее.

Отдельного внимания заслуживает так называемая «социальная ориентированность» бюджетов. Мы имеем дело не с инвестициями в человеческий капитал, а с простым обеспечением текущих обязательств по зарплатам и пособиям. При этом расходы на здравоохранение и образование растут медленнее инфляции, что фактически означает их сокращение в реальном выражении.

Показательно, что власти ищут дополнительные источники пополнения бюджета через приватизацию (планируется получить более 100 млрд. рублей) и повышение налогов для бизнеса. Однако в условиях высоких ставок и общей экономической неопределенности эффективность этих мер вызывает сомнения.

Таким образом, несмотря на внешне благополучную картину роста доходов, региональные бюджеты в 2025 году будут балансировать между необходимостью выполнения социальных обязательств и острой потребностью в развитии. И этот баланс, похоже, все больше смещается в сторону простого поддержания текущего функционирования в ущерб стратегическим проектам развития. А общей тенденцией становится все большая зависимость регионов от центра, которая, учитывая темпы огосударствления экономики, очень скоро может стать практически абсолютной.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: