Пресс-конференция Путина: регионы между Центром и протестом
В ходе большой пресс-конференции президент, защитив от критики федеральные структуры (в том числе правительство и Центробанк), переадресовал многие вопросы руководству регионов. Так, Путин еще раз поддержал создание системы «Платон». При этом, дав понять, что не против отмены транспортного налога для большегрузных автомобилей, занимающихся федеральными перевозками, но такой шаг пока не был сделан «по настоянию региональных властей». Если смотреть на проблему через призму президентского заявления, региональные и федеральные власти практически меняются местами.
Ведь до этого именно некоторые региональные лидеры предлагали пойти на уступки дальнобойщикам. Вспомним предложение белгородского губернатора Евгения Савченко ввести переходный период для начала работы системы «Платон». Или просьбу его приморского коллеги Владимира Миклушевского о льготном тарифе для дальневосточных перевозчиков. Теперь же именно местные власти рискуют выглядеть более равнодушными к требованиям дальнобойщиков. Заявления ряда губернаторов о намерении взимать плату за проезд большегрузов по региональным и муниципальным дорогам мог бы только дополнить такой нелицеприятный (в глазах дальнобойщиков и сторонников их протеста) образ региональных властей.
Но это в теории. На деле протест дальнобойщиков пока не столько будет перенаправляться на региональных чиновников, сколько просто постепенно спадать. В том числе под влиянием отдельных уступок властей.
К ответственности губернаторов Президент апеллирует и тогда, когда объясняет закредитованность региональных бюджетов. Традиционно одной из главных причин этой проблемы считаются возросшие социальные расходы регионов, однако Путин отметил: «Задача региональных властей прежде всего и заключается в исполнении социальных обязательств перед населением». По сути, Президент говорит, что дело не в новых статьях расходов, а в неэффективности властей на местах, если они допускают рост региональных долгов.
Как бы то ни было, говоря о конкретной помощи регионам (бюджетных кредитах), Путин заявляет о необходимости тратить эти средства, «чтобы возникали новые производства, новые технологии переносились и новая инфраструктура создавалась». По сути повторяется та же мысль, что в недавнем президентском послании. Путин в очередной раз успокоил как общественность, так и представителей элит, возлагавших надежды на крупные проекты в регионах. В период экономических неурядиц, как правило, возрастает конкуренция между элитными группами за сохранение источников финансирования, а значит — проектов, в которые эти группы вовлечены. Эта конкуренция часто может выливаться в публичную плоскость, к конкурентной борьбе корпораций и чиновников могут привлекаться местные протестные группы. Подтвердив важность крупных инфраструктурных проектов, Путин сработал на внутриполитическую стабильность в регионах. Это удар на опережение.
На общем фоне выделяется де-факто выраженная Президентом поддержка действиям московских властей по расширению зоны платной парковки. Нельзя исключать, что на такое заявление Центр пошел после состоявшего 15 декабря в столице массового схода москвичей (в форме встречи с депутатами), выступающих против подобных мер. Известно, что Кремль редко идет на уступки под давлением массового протеста. Но у данного заявления Путина может быть и другое объяснение. Обращаясь к другим темам, Путин как раз говорил об ответственности региональных властей, не спеша прикрывать их от критиков своим авторитетом. Однако исключительный шаг навстречу Собянину и столичной мэрии объясним. Мало в каком регионе переплетены интересы стольких корпораций и федеральных групп влияния. Если эти игроки увидят, что любые успешные протестные кампании запросто подрывают позиции столичного мэра в глазах Кремля, их готовность «вкладываться» в такие кампании и искать выходы на протестные движения серьезно возрастет. А учитывая, что выступления в столице имеют куда больший информационный резонанс, чем аналогичные события в других регионах, такие всплески протеста еще и будут разжигать в обществе нервозность, ощущение нестабильности.
Таким образом, для работы с регионами в условиях экономического кризиса Путин выдвигает двоякую стратегию. С одной стороны, Центр не оставляет власти на местах один на один с их проблемами (отметим те же бюджетные кредиты). С другой — президент дает понять, что первый спрос будет не с правительства или иных федеральных структур, а именно с региональных властей. Перенаправить недовольство на местах на Белый дом губернаторам не удастся. Такой подход вполне справедлив, если в политике вообще можно оперировать такими категориями. Губернаторская карьера большинства нынешних региональных лидеров началась именно по воле Кремля, действующее законодательство дает губернаторам неплохую фору при подтверждении их полномочий на выборах (отметим тот же «муниципальный фильтр»). Взамен Центр имеет полное право требовать, чтобы региональные главы чаще принимали на себя недовольство общественности. С чисто прагматической точки зрения, это должно помочь фрагментировать протест, задержать его на уровне отдельных регионов, остановить такие настроения «на дальних подступах».