Пиар-ход Азарова с Lada: новый смысл и возможный тренд
В ходе одной из сессий Петербургского международного экономического форума министр финансов Антон Силуанов заявил: «Государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров, обеспечить спрос, например, можно пересадить чиновников на Lada». Реакция высокопоставленных госчиновников, руководителей крупных компаний и СМИ заставила вспомнить строки поэта Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Слова министра финансов тут же превратились в политический анекдот (только ленивый не вспомнил о попытке вице-премьера Бориса Немцова в 1997 году пересадить чиновников на «Волги»); тему для ироничных комментариев («Каждый госслужащий у нас готов ко всему», – отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков) или просто повод посудачить в соцсетях (например, зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в Telegram-канале поностальгировал о своем первом автомобиле – как на грех, это была Lada). Вот так из-за вырванного из контекста дискуссии высказывания Силуанова форматы ПМЭФ пополнились элементами КВН.
Кстати, многие наблюдатели уже не первый год отмечают, что форум превращается в дорогую ВИП-тусовку и скатывается в мелкотемье. Действительно, закупка служебного автотранспорта для руководителей федерального или регионального органа власти – это проблема административно-хозяйственного управления этого самого органа, а уж никак не мировой экономики. Даже поддержка российского автопрома – это сугубо внутрироссийская тема.
Пожалуй, единственная серьезная оценка идеи Силуанова прозвучала из уст президента АвтоВАЗа Максима Соколова, который отметил, что мощности предприятия позволяют обеспечить за пару лет весь чиновничий аппарат страны отечественными автомобилями Lada. Для завода, который переживает сейчас сразу два кризиса – поставок комплектующих и управленческий кризис, неминуемый при смене собственника, такое решение было бы настоящим подарком судьбы. Масштабная господдержка позволит предприятию максимально быстро стабилизироваться. Видимо, по этой причине реакция нового главы АвтоВАЗа была столь оперативной.
Увы, в ходе дискуссии о пересаживании госслужащих на отечественные автомобили практически не была затронута очень важная тема – в российском обществе растет запрос на сокращение расходов на управленческий аппарат, люди хотят видеть более скромных чиновников. Ситуация в стране меняется, сейчас складываются благоприятные условия для того, чтобы одним выстрелом убить двух зайцев: и поддержать отечественного производителя, и подсократить неоправданные расходы на управленческий аппарат. Дело за малым – нужна политическая воля, тогда запрос общества превратится в политический тренд.
Судя по всему, эта воля есть. Президент России Владимир Путин провел совещание по проблемам развития автомобильной промышленности и отметил, что сейчас важно обеспечить работу российских автозаводов, их снабжение комплектующими и сохранить занятость трудовых коллективов – для АвтоВАЗа это задачи первоочередной важности. А самарский губернатор Дмитрий Азаров приехал на это совещание вместе с Максимом Соколовым на своей машине Lada Vesta Sport. Безусловно, это пиар-ход, причем с точки зрения политтехнологий – отнюдь не первой свежести, но сейчас, на пике дискуссии о пересаживании чиновников на отечественные авто, он обрел новый смысл: показал готовность главы одного из передовых регионов пересесть на российский автомобиль. Если Дмитрий Азаров не остановится на разовой имиджевой акции, а узаконит в регионе закупку для госслужащих служебного автотранспорта, произведенного исключительно АвтоВАЗом, то он «оседлает» тот самый тренд, о котором сказано выше, а сама тема пересадки чиновников на отечественные авто начнет переходить из комической в очень серьезную категорию.