Долж­ность пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства мо­жет стать обя­за­тель­ной для ре­ги­о­нов с на­се­ле­ни­ем бо­лее 1 млн че­ло­век. Экс­пер­ты от­ме­ча­ют, что в неко­то­рых субъ­ек­тах в этом дей­стви­тель­но есть необ­хо­ди­мость, так как гу­бер­на­тор – это про­фес­си­о­нал толь­ко в по­ли­ти­ке, но не в эко­но­ми­ке.

Структура готова к реализации такой меры, это возможно. Первый заместитель губернатора, в принципе, может быть председателем правительства. Но это глобально ни на что в регионе не повлияет. Может быть, только усилит само правительство, потому что для такой структуры требуется серьезный руководитель. На данный момент есть много субъектов, в которых губернатор является и председателем правительства. Такая дополнительная нагрузка фактически ничего не меняет: все равно руководство исполнительной властью в субъектах Федерации остается за губернаторами. С другой стороны, фактически структура, когда первый заместитель губернатора является председателем правительства, уже реализована во многих субъектах.

Губернаторы выполняют и политические функции, и экономические. Но многие решения требуют специальных исполнительных подходов, поэтому эти две функции и разделяются: за губернаторами остается политическая функция руководства субъектом Федерации, а также в структуре существует исполнительная власть, у которой отдельное руководство. Становится понятно, что такое разделение политических и экономических функций необходимо. При этом фактически оно не поменяет расстановку сил внутри субъекта, а только потребует дополнительных компетенций и, соответственно, наличие специалиста, который ориентируется в данной сфере.

Относительно разделения субъектов Федерации по численности населения могу сказать, что крупными регионами сложнее управлять, поэтому таким образом снимается нагрузка с губернатора. Видимо, есть какие-то компетенции, связанные с работой исключительно исполнительного органа. То есть губернатор осуществляет общее руководство и выполняет политические функции, а правительством руководит его первый заместитель. Естественно, в регионах, где численность населения более 1 млн человек, выполнение этой функции требует отдельной компетенции. Дальний Восток, например, занимает чуть больше 40% территории страны, в его 11 субъектах всего проживают 8 млн человек. Другими словами, есть субъекты, в которых проживают менее 1 млн человек. В Приморском крае более 1 млн человек – и первый замгубернатора является председателем правительства. А Приморский край – один из самых сложных субъектов на Дальнем Востоке.

При этом есть также достаточно сложные субъекты Федерации с населением менее 1 млн, но и там существует разделение. Например, в Якутии есть отдельно руководитель республики и отдельно председатель правительства. И это тоже оправданно. Таким образом, есть исключения. Видимо, этот условный 1 млн жителей привязан к масштабам территории региона и является попыткой унификации.

Подытожу. Необходимо разделение политических и экономических функций. Нынешние условия мобилизационной экономики требуют отдельного погружения в компетенцию. С другой стороны, формально такое разделение ничего не поменяет на территории субъекта Федерации: все равно губернатор осуществляет общее руководство своей территорией. Я считаю, что в целом такая отдельная должность нужна.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: