Повышение НДФЛ: надо все просчитать, чтобы наполнить бюджеты, но при этом не усилить дисбаланс между регионами
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что внести в законодательство изменения о прогрессивной шкале налогообложения нижняя палата парламента может уже в весеннюю сессию. В разговоре с «Ъ FM» депутат пояснил, что повышенную ставку НДФЛ в размере 15% стоит применять, начиная с годового дохода 1 млн рублей, при доходе 3 млн рублей – 17%, при доходе свыше 5 млн рублей – 20%. Сейчас базовая ставка НДФЛ – 13%.
Введение прогрессивной шкалы при налогообложении физлиц может привести к определенным изменениям в региональных бюджетах. С точки зрения экономической составляющей и с учетом порогов по доходам речь будет идти о крупных агломерациях с официальными доходами у населения. Это территории, в которых размещены крупные компании. То есть основные преференции получат столичный рынок, питерский, миллионники в целом, территории, где развернуто сырьевое производство. После этого опять начнется борьба за компании, потому что налогооблагаемая база вырастет.
Последний раз, когда обсуждался вопрос о повышении подоходного налога, возникли серьезные конфликты между субъектами Российской Федерации на предмет того, где считать налог: там, где человек работает, или там, где проживают он и его семья. Это станет, судя по всему, определенной аппаратной проблемой, обострит взаимодействие, конфликты между агломерацией и территориями ресурсного обеспечения.
Второй очень важный момент: за последнее время достаточно большое количество граждан создали ИП. Люди стали воспринимать себя бизнес-единицами. И для них создается отдельная система налогообложения. Во многом создание понятной системы налогообложения позволяло этот сегмент вывести из тени во всех странах. В результате текущая ситуация может привести к тому, что значительная часть граждан начнет переходить именно в этот сегмент, потому что там не будет прогрессивной шкалы налогообложения. Напомню: там упрощенка для небольших объемов. Компании будут заинтересованы снизить налоговую нагрузку, предложить более комфортные условия для соискателей, соответственно, начнут уходить в ИП. Как в свое время люди уходили на ГПХ, например. Это в свою очередь создаст вопросы, связанные с системой налогообложения для ИП. Какие риски существуют? Переход в серый сегмент, то есть конвертная схема, или массовый выход в ИП, особенно в крупных агломерациях, в которых пороговые значения 5 млн рублей будут превышаться.
Подоходник – это важное направление налогообложения, но, конечно же, важнейшей является прогрессивная система для юридических лиц. Для физических лиц у нас уже есть прогрессия, просто она целевая: граждане, которые получают свыше 5 млн руб, платят 2% – целевое назначение в здравоохранении на лечение детских болезней. Для юридических лиц прогрессии не было. Считалось, что одним из достижений российской налоговой системы является именно плоская шкала. Она привела в тому, что большое количество граждан и компаний, что самое важное, стали платить налоги.
Вообще-то было обязательство не менять налоговую систему до 2030 года. Компаниям, которые уже выстраивают свои действия, исходя из существующей системы налогообложения, необходимо будет скорректировать планы.
К предыдущим рискам, которые я обозначил, можно добавить следующее. Традиционно при повышении налогообложения юридических лиц они закладывают этот процент в инфляцию, то есть они на этот процент могут повысить стоимость товаров и услуг. Соответственно, это может стать важным фактором роста инфляционной составляющей и еще дальше отсрочить снижение процентной ставки ЦБ. Здесь необходимо все правильно просчитать, чтобы, с одной стороны, каким-то образом наполнять бюджет, с другой стороны, при этом еще сильнее не увеличить дисбаланс между субъектами. И второе. Необходимо, чтобы эти действия не привели к разгону инфляции, которая весь эффект от дополнительных денежных средств, вливаемых в экономику, может съесть.