После того как губернаторы получили право увольнять мэров, число конфликтов в регионах должно значительно снизиться
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому высшее должностное лицо региона (губернатор) может вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования или главе местной администрации, отрешить от должности и обратиться к депутатам с инициативой об отставке руководителя в случае систематической неэффективности.
Закон, согласно которому губернаторы наделяются правом увольнять мэров, – это часть общего процесса сокращения полномочий и независимости муниципального уровня власти. Здесь нужно отойти чуть назад и понять, что для России муниципальный уровень власти – это нововведение, появившееся в 1990-е годы и, мягко говоря, не имеющее исторической основы. Это было достаточно искусственное решение, которое не прижилось в Российской Федерации. Во-первых, у мэров зачастую нет ресурсов для того, чтобы делать свою работу. А во-вторых, мэры часто и слишком много играют в политические игры в ущерб интересам граждан и избирателей. Губернаторы при этом с ними сделать ничего не могут, потому что у нас по закону местный уровень власти отделен от органов исполнительной власти, глава региона вообще-то не имеет права ни приказывать, ни указывать что-либо мэру. В итоге во многих регионах ситуация начала заходить в жесткий тупик: такое происходит последние 20 лет, когда, например, ответственным по национальным проектам является губернатор, деньги выделяются под объекты в региональный бюджет, а мэр по каким-то причинам не может по нацпроекту нормально подготовить документацию и построить тот или иной социальный объект и подставляет таким образом всю вертикаль власти и губернатора. В итоге деньги не осваиваются, возвращаются в федеральный бюджет, а KPI снижается у губернатора. Ему в следующий раз, например, деньги не дадут. Губернатор не может ничего сделать в этой ситуации, не может приказать мэру.
Еще с начала 2010-х годов шел постепенный процесс замены прямых выборов глав административных центров на косвенное голосование. Но оказалось, что этого мало, потому что в том числе и социальные объекты, и бюджетные деньги осваиваются не только в административном центре. К тому же у многих губернаторов нет времени заменять мэров путем стандартной процедуры, дожидаясь, пока у них закончится срок полномочий и после этого они наконец смогут сменить систему управления муниципалитетом. Чтобы этого не ждать, чтобы решения принимать быстрее и эффективнее, сейчас и вводится эта норма закона о том, что губернаторы получают право увольнять мэров.
Я думаю, новый закон существенно снизит количество конфликтов. У любого мэра и сейчас есть некая красная черта, через которую он предпочитает не переходить, потому что понимает, что если уж возьмется губернатор за мэра, то в один прекрасный момент задавит. Эта красная черта подвинулась сейчас еще ближе к мэру. Если раньше можно было два года раздражать губернатора, то теперь он, скорее всего, уже через пару месяцев может уволить. Мэры начнут вести себя крайне осторожно, меньше спорить. Резко повышается и ответственность губернатора за то, что происходит в регионе. Если вчера, условно говоря, губернатор мог сказать, что мэр не справляется и глава с ним сделать ничего не может, то теперь таких возможностей не будет. Количество конфликтов снизится, но не думаю, что до нуля. Есть сильные мэры, которых так просто не уволишь: у них есть связи с элитными группами и на региональном, и на федеральном уровне.