Послание президента: новые факторы региональной политики
Состоялось ежегодное послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию, в ходе которого были обозначены основные направления внутренней и внешней политики России не только на ближайший, но и на долгосрочный период. Путин анонсировал ряд новых национальных проектов, таких как «Семья», «Молодежь России», «Кадры». Одним из важных предложений для регионов стало поручение президента списать 2/3 задолженностей субъектов по бюджетным кредитам. Большое внимание президентом было уделено поддержке участников СВО и их семей.
1. По сути, многие инициативы послания предполагают существенный дополнительный приток средств в строительную отрасль. Тут можно отметить курс на наращивание портфеля инфраструктурных кредитов, поручение разработать новую программу расселения аварийного жилья, предложение продлить семейную ипотеку до 2030 года, различные инфраструктурные проекты (включая модернизацию Центрального транспортного узла и строительство 50 обходов городов).
Многие из этих проектов могут стать дополнительными факторами поддержки не только федеральных, но и региональных игроков стройотрасли. В то же время столь значительный круг проектов предполагает и конкуренцию за их реализацию, а значит, стремление соответствующих компаний нарастить лоббистские возможности. В итоге у игроков стройотрасли появляются дополнительные стимулы для продвижения близких им политиков как в заксобрания, так и в новый созыв Госдумы в 2026 году.
2. Можно предположить, что предложение предоставить регионам более широкие возможности распоряжаться средствами в рамках достижения целей нацпроектов, скорее всего, будет предполагать и усиление контроля за реализацией таких программ на местах.
В общем-то, мы уже сейчас видим проявление близкого, по сути, тренда – принятого Госдумой в конце февраля 2024 года поручения Счетной палате РФ совместно с региональными контрольно-счетными органами провести анализ реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ.
В итоге мы, вполне вероятно, увидим в ближайшей перспективе как дополнительное укрепление влияния федеральных правоохранительных органов (Генпрокуратуры, СК РФ), так и возможное расширение региональной составляющей в работе Счетной палаты РФ и, не исключено, усиление роли полпредов президента при проведении мониторинга реализации нацпроектов.
3. Президент вновь подчеркивает внимание к муниципальной повестке, предлагая разработать целый ряд новых мастер-планов развития городов, а также охватить программой развития «порядка двух тысяч населенных пунктов, включая села и поселки».
Среди прочего это может отражать стремление центра стимулировать приток управленческих кадров на муниципальный уровень, по крайней мере в города, которые могут в первую очередь получить финансирование в рамках реализации таких мастер-планов. Но это и новый фактор конкуренции региональных элит за укрепление позиций в представительных органах и в итоге продвижение своих людей в исполнительные муниципальные органы власти.
То есть губернаторам в перспективе ближайших лет могут понадобиться дополнительные усилия при продвижении своих кадров на посты глав таких муниципальных образований (с учетом стремления местных элит усилить влияние на распределение бюджетных средств в таких городах) – прежде всего в регионах, где есть влиятельные игроки, имеющие выходы на федеральный уровень.
Также вероятна более активная работа центра с главами ряда подобных перспективных городов и районов напрямую.
4. Инициатива по поводу списания 2/3 задолженности по бюджетным кредитам может дать возможность регионам как минимум частично отложить жесткие меры по урезанию бюджетных расходов (в том числе в социальной и инфраструктурной сфере), что в итоге позволяет снизить риски всплесков социального недовольства.
Стоит учесть, что высокая относительная долговая нагрузка на региональные бюджеты характерна и для ряда регионов – центров ВПК. То есть центр, выступая с подобными инициативами, стремится избежать роста социальной и внутриэлитной напряженности, в том числе в субъектах РФ, значимых для обеспечения нужд СВО.
5. Учреждение фонда экологических и природоохранных проектов – дополнительный стимул для работы региональных властей по развитию благотворительных и волонтерских проектов в этой сфере на местах. Это в свою очередь может привести и к продвижению выходцев из данной среды в депутаты различных уровней, в частности, в Госдуму в 2026 году.