Популярность рабочих профессий будет расти, если они станут частью информационного поля детей и подростков в регионах


В ближайшие годы потребность в рабочих кадрах продолжит расти. По прогнозам, в структуре кадрового спроса до 2030 года 70% будут составлять специалисты со средним профессиональным образованием. Премьер-министр Михаил Мишустин на совещании в правительстве заявил о необходимости привлекать на рабочие специальности молодежь. Это станет определенным вызовом для работодателей, которые должны будут создавать привлекательные условия, в том числе по зарплате.

Долгое время подрастающее поколение и промышленные предприятия не были связаны между собой эффективными каналами коммуникации. Молодое поколение предпочитает новые медиа, «быстрые» форматы соцсетей. Все это отличается от привычных для предприятий форм коммуникации, ведь они привыкли строить общение с аудиторией более формально. К тому же у них есть обязательные ограничения, связанные с безопасностью, коммерческой тайной. Все это осложняет популяризацию рабочих и инженерных профессий. Например, обычный инженер или рабочий не может без согласования с работодателем выложить фотографию в спецодежде или описать свой рабочий день. Для предприятий это норма безопасности, а для профориентации – очередной вызов. Многие промышленные предприятия являются градообразующими, для них долгое время было привычным, что люди выбирают их как единственного перспективного работодателя. Однако растущее количество маркетплейсов, всевозможные «партнерские» формы работы в службах доставки и удаленные вакансии создают конкуренцию. Лет 10 назад мало кто задумывался, что кадровый резерв нужно формировать со школьной скамьи. Многие возможности были упущены – пора их наверстывать.

В последние годы ситуация стала меняться, особенно в регионах с мощным промышленным потенциалом, в которых компании имеют больший интерес и возможности для популяризации рабочих специальностей. Мы видим, что предприятия идут в школы, чтобы рассказать ребятам о своих отраслях, об их полезности и необходимости, доводят эту информацию до учителей и родителей. Многие компании уже сформировали присутствие в школах, создали серьезную методическую базу и ориентируют ребят на поступление не только в вузы, но и в ссузы, они принимают в штат профессиональных профориентологов, ориентированных на работу с подростками, пользуются услугами внешних команд, формируя своего рода внешние отделы по работе со школьниками. И этот процесс взаимодействия промышленного сектора с государством, школами приобрел взаимный характер.

Я не вижу никаких препятствий для формирования интереса детей и подростков к рабочим профессиям, необходимо лишь, чтобы информация попадала в инфополе детей и молодежи. Такие профориентационные и образовательные подходы мы разрабатываем в том числе в рамках проекта «Образ будущего». Детям и подросткам нужно рассказывать, какую роль в жизни человека играют нефтепереработка, металлургия, донести до них технологические основы промышленности – например, рассказывать, как из нефти делают бензин. Я сталкивалась с тем, что этого не знают взрослые люди. Нужно рассказывать, чем на предприятии занимается конкретный специалист. Все это расширяет кругозор, формирует техническую грамотность. Такие знания не будут лишними.

Думаю, что школьникам важно знать о молодых рабочих, инженерах, работающих на предприятии. Грамотные специалисты, профессионалы могут стать примерами для подражания. Дети должны знать, как они работают и чем живут. Главное, чтобы вся эта работа была системной, тогда усилия дадут результаты.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: