Полностью перейти на импортозамещение не может ни одна страна – это не эффективно


Последние пару дней активно обсуждают итоги программы импортозамещения, а точнее, слова сенатора Андрея Клишаса о полном ее провале. Но тут хочется спросить о сельском хозяйстве, где импортозамещение, мягко говоря, не провалено. Сегодня зерно экспортируем мы, а я, например, еще застал времена, когда было наоборот. Кроме того, мясо птицы – наше, многие другие отрасли – тоже, хотя, конечно, не все. Нельзя сказать, что у нас головокружительный успех. Но по базовым отраслям в сельском хозяйстве мы вполне себя тянем. Даже по машиностроению в сельском хозяйстве дела обстоят более-менее. Наш трактор, конечно, не лучше американского, но он есть, он работает. В региональном разрезе, учитывая сельскохозяйственную сферу, с задачей импортзамещения вполне удачно справляется Краснодарский край. А в той же Владимирской области дела обстоят значительно сложнее.

Если рассматривать промышленную сферу, то она распределена крайне неравномерно. В каких-то регионах за эти годы успели построить новые предприятия, причем чаще всего не стопроцентно российские, а совместные (например, автосборка). А в каких-то регионах ничего подобного не произошло. Мне кажется, здесь проблема даже не в импортозамещении, а в емкости внутреннего рынка. Если говорить о региональном разрезе, то трудно развивать производство товаров, когда у людей в основном мало денег. Например, в той же Смоленской области, где уровень жизни достаточно низкий, нет смысла строить фабрику по производству одежды. Зачем? Чтобы возить в Ярославль или в Москву? Лучше там сразу и построить. При этом импортозамещение в производстве одежды в целом по стране как раз на вполне адекватном уровне.

Когда Клишас говорит о провале программы импортозамещения, он, скорее всего, имеет в виду более высокие уровни передела, например, производство оборудования для химической промышленности или что-то аналогичное – дорогое и нечасто употребляемое. Грубо говоря, товары массового производства, которые раньше назывались ширпотребом, мы вполне производим, проблем с этим нет. Возможно, мы производим меньше, чем надо, поскольку никто не будет производить много без надежды, что кто-то купит. Ширпотреб мы экспортировать не можем. Мы сами часто не верим, что наш товар может быть лучше импортного, а тем более в это не верят в соседних странах. Возможно, кстати, ошибочно не верят. Что-то мне подсказывает, что польские товары вряд ли лучше наших.

В любом случае сегодня полностью перейти на импортозамещение не может ни одна страна. Ни Франция, ни Германия, ни Великобритания не могут, например, самостоятельно сделать самолет. Возможно, Клишас говорил и об этом. Авиацию мы производим, но гражданскую в очень малом количестве. Ошибка в развитии авиастроения состоит в том, что мы ориентировали наше авиастроение на экспорт, а стоило ориентировать на внутренний рынок, чтобы не оказаться в ситуации американского лизинга. Но желание продать за валюту оказалось сильнее.

В принципе, полная замена на национальное не то чтобы невозможна, она просто экономически не эффективна. Слишком много будет номенклатуры товаров, людей на все виды не хватит. Но при этом я отлично понимаю, что сейчас приходится значительно больше замещать, чем еще два месяца назад, поскольку в международном разделении труда мы находимся не на равных. Нас не воспринимают как равных партнеров.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: