Поэтапная передача части налогов муниципалитетам вполне логична


Российский лидер Владимир Путин провел в Красногорске совещание, главной темой которого стала роль местного самоуправления в реализации национальных проектов. Президент заявил, что необходимо обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами. По мнению участников совещания, на сегодняшний день главная проблема заключается в балансе муниципальных полномочий и финансирования, пишет «БИЗНЕС Online».

Обеспечение единства всех уровней публичной власти, включая муниципальную, о необходимости которого президент говорил в послании Федеральному собранию и которое отражено в предложениях о поправках в Конституцию, –  решение правильное и назревшее.

Органы местного самоуправления, конечно, обладают закрепленной в Конституции страны автономией. Но самостоятельность этих органов в пределах их полномочий не должна означать их оторванности и отключения от процессов решения национальных задач. Тем более что за последние 20 лет мы уже увидели фактическое встраивание муниципальных органов власти во властную иерархию по мере консолидации налогов на федеральном уровне или, например, изменения подходов к назначению сити-менеджеров. Но теперь, помимо этого, нужно сделать работу муниципальных властей эффективнее и более ориентированной на потребности людей.

В сущности, введения мер по повышению эффективности работы властей на местном уровне можно было ожидать уже после принятия майского указа и запуска национальных проектов. Ведь положительные изменения от их реализации граждане России должны почувствовать прежде всего на локальном уровне, в частности за счет роста качества медицинского обслуживания, решения проблем с экологией, транспортом и энергетикой или обновления жилого фонда.

Но предыдущее правительство, вероятно, не смогло найти правильные рецепты решения местных проблем во взаимодействии с региональными и муниципальными властями, и далеко не во всех городах и муниципальных районах мы видим полноценную включенность властей в повестку развития, хотя в отдельных муниципалитетах и были наработаны хорошие практики. Поэтому вполне логично, что решение вопросов муниципального развития в конечном счете вошло в повестку конституционной реформы.

Не нужно, впрочем, обманываться: далеко не только плохая координация и несогласованность работы с региональными властями являются причиной местных проблем. Общеизвестно, что финансовое положение муниципалитетов весьма непрочно и ресурсов для развития у них не хватает. Достаточно сказать, что согласно мониторингу местных бюджетов, который ведет Минфин, налоговые доходы в 2018 году занимали в структуре собственных доходов местных бюджетов лишь 44,1 %. А по некоторым регионам эта доля в местных бюджетах вообще ниже 30–35 %. При этом ключевой для муниципалитетов налог – это НДФЛ, который зависит от уровня доходов людей и количества налогоплательщиков. Менее крупные города, периферийные или слаборазвитые регионы здесь оказываются в не столь выгодном положении. Откуда муниципалитеты получают недостающие деньги? Конечно, с «вышестоящих» уровней бюджетной пирамиды в виде различных форм трансфертов. Достаточно посмотреть на приложения к закону о бюджете любого региона: значительная часть этих многостраничных «талмудов» касается трансфертов в города и районы.

Главы городов и районов, кстати, каждый год отчитываются по нескольким десяткам показателей развития муниципалитета, но далеко не за все показатели с них единоличный спрос. Мэрия небольшого города может не иметь собственных ресурсов, например, для обновления жилого фонда и роста жилищной обеспеченности горожан, а крупные застройщики могут не считать этот город экономически привлекательным. Таких примеров масса. И решать их на данном этапе, видимо, можно только за счет финансовой и управленческой консолидации.

Отрадно, что на состоявшемся 30 января заседании Совета по развитию местного самоуправления под председательством президента страны вопросы финансового обеспечения работы муниципалитетов не остались в стороне. Затронута была, например, тема межбюджетного перераспределения и стимулирования. Вполне логичны предложения о поэтапной передаче части налогов на муниципальный уровень, в частности по упрощенной системе налогообложения, ведь «упрощенкой» пользуются предприятия малого и среднего бизнеса, условия работы которых во многом зависят именно от муниципалитета.

Но полагаю, что в фокусе внимания в этом году должно быть именно повышение качества реализации нацпроектов на муниципальном уровне, в малых городах и районах. Хотя сейчас принято считать, что в России наиболее экономически перспективны крупнейшие агломерации и города-миллионники, в средних и малых городах, по крайней мере в основной полосе расселения, люди должны почувствовать качественную отдачу от запуска нацпроектов. Это касается и обновления жилого фонда, и создания новой социальной и инженерной инфраструктуры, и комфортной и приятной для жизни городской среды. Это вопросы развития медицины и образования в сельских районах, поддержки жителей сельских территорий. «Сквозная» реализация нацпроектов на всех уровнях, конечно, будет ключевым вызовом, стоящим перед новым правительством и перед всеми главами регионов и муниципалитетов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: