Подростки могут подпасть под влияние деструктивных организаций из-за отсутствия доверия и понимания в семье и школе

В подмосковном Одинцове задержали подростка, подозреваемого в нападении на школу, в результате которого погиб один ребенок и ранен охранник. Сообщается, что напавший снимал свои действия на видео и был одет в футболку с лозунгом деструктивного сообщества. Кроме того, он интересовался национальностью учеников, находившихся в школе.
Первое, что толкает подростков на подобные действия, – это отсутствие конструктивного общения и понимающей среды вокруг. Как могли родители и педагоги не заметить того, что происходит с этим подростком, не отследить, какие фото он постит в соцсетях, не поговорить с ним, почему он это делает, как он это понимает? Мы живем в достаточно жестоком и жестком мире, где порой молодым людям сложно разобраться, кто прав, а кто виноват. И только значимые взрослые могут хоть как-то помочь с этим. Но для этого нужны доверительные отношения и готовность обсуждать любые темы, причем не в запретительной манере («Как ты смеешь так думать?»), а в манере дискуссии: «Почему ты так думаешь? Почему ты так решил? А что ты предполагаешь?» Но, к сожалению, на это готовы не все родители, педагоги, которым проще что-то не замечать или запрещать.
Именно поэтому – из-за отсутствия понимающей среды, нормальной, конструктивной дискуссии, в которой можно выразить любое мнение, где и воспитывается критическое мышление, понимание всего, что происходит в мире, – подростки могут подпасть под влияние каких угодно течений. А деструктивные объединения умеют работать, они обеспечивают подростку или молодому человеку среду, в которой он самовыражается, где его поддерживают и замечают каждое его продвижение. Этому могут поучиться воспитывающие взрослые.
После подобной истории общество как минимум должно понять, что это индикатор большой проблемы. На самом деле мы не знаем, сколько еще подростков хотят стать таким же, как этот. Сколько еще ребят чувствуют себя одинокими, несчастными, недооцененными? Сколько из них считают, что именно они сделают этот мир чище, если, например, избавятся от мигрантов? Мы этого не знаем, потому что нет понимающего общения, нет доверительных отношений. Это уже проблема общества. Необходимо помогать родителям, учить их, обеспечивать доверительное общение с ребенком. Необходимо разъяснять его важность, менять стиль общения педагогов, выстраивать качественное психологическое сопровождение.
Педагоги-психологи должны не ограничиваться тестированием, а уметь работать, используя весь арсенал практической психологии. К сожалению, это бывает далеко не везде. Это говорит и о качестве нашего высшего психологического образования, и о том, как работает сама система. Потому что грамотный психолог, педагог даже при сверхзагруженном и отчужденном родителе просто обязан был это увидеть.
Кроме того, необходимо научить взрослых видеть цифровые следы, которые оставляют их дети. Нужно не только контролировать нахождение ребенка перед компьютером или телефоном, но и стараться понять, что происходит в его цифровой жизни, как он там себя позиционирует. Это большая задача по созданию позитивных взаимоотношений, качественного психологического сопровождения, повышения уровня психологической грамотности всех, кто находится рядом: в семье и за ее пределами.
